Тяговый подвижной состав
(ТПС) — принятое обозначение механических средств ( локомотивов ), предназначенных для перемещения по сети железных дорог несамоходных транспортных средств ( грузовых и пассажирских вагонов , специальных машин). Тяговый подвижной состав в современных условиях представляют электровозы , тепловозы , газотурбовозы ; исторически — паровозы .
Тя́говый агрегат
— сцепленные секции локомотивов ( электровозов управления) и думпкаров , оборудованных тяговыми электродвигателями . Использование грузовых вагонов в качестве тяговых единиц позволяет в 2—3 раза увеличить сцепной вес и увеличить число гружёных вагонов в поезде .
Туристический поезд
(др. словами:
круизный поезд
)— специальный комфортабельный поезд класса «люкс», который перевозит туристов по заранее запланированному маршруту.
Специа́льный самохо́дный подвижно́й соста́в
(сокр.
ССПС
)— железнодорожный подвижной состав ( дрезины , автомотрисы , самоходные машины) для обслуживания устройств и оборудования железных дорог : пути , контактной сети и устройств энергоснабжения, устройств связи централизации и блокировки. Обязательным признаком такого подвижного состава является наличие собственной тягово-энергетической установки.
Скорый поезд
— разновидность пассажирского поезда, следующих по маршруту с остановками только на крупных станциях. Скорые поезда существовали еще в девятнадцатом веке, когда появлялись новые разновидности паровозов .
Скоростно́й по́езд
—поезд , следующий со скоростью, превышающей среднюю скорость железнодорожного сообщения на данных железных дорогах. В России скоростными принято считать поезда, идущие со скоростями 140 км/ч и выше. Поезда, идущие со скоростями 200 км/ч и выше именуются высокоскоростными .
Вагон-операционная санитарного поезда в Новосибирском музее железнодорожной техники
Санита́рный по́езд
— железнодорожный состав, предназначенный чаще всего для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий (военно-санитарный поезд), имеющий в своем составе вагоны , специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги ит.п.
Самоходный вагон для испытания контактной сети
(сокр.
СВИКС
)— путевая (измерительная) электромотриса, используемая для диагностирования, испытания средств контактной сети на электрифицированных железных дорогах.
Рельсовые транспортные средства
(РТС) предназначены для передвижения по специальным дорогам с особыми направляющими, с которыми образуют особую транспортную систему, т.н. железную дорогу .
Различают РТС обычного типа, т.е. перемещающиеся по обычным двухрельсовым железным дорогам нормальной колеи. К ним относятся самодвижущиеся РТС, включая локомотивы паровозы , тепловозы , электровозы , газотурбовозы и теплопаровозы , электропоезда , автомотрисы , дрезины , дизель-поезда , трамваи и метрополитен ; прицепные РТС: вагоны и т.д.