Тя́говый агрегат
— сцепленные секции локомотивов ( электровозов управления) и думпкаров , оборудованных тяговыми электродвигателями . Использование грузовых вагонов в качестве тяговых единиц позволяет в 2—3 раза увеличить сцепной вес и увеличить число гружёных вагонов в поезде . Благодаря таким свойствам, тяговые агрегаты получили широкое распространение на горнодобывающих предприятиях ( карьерах и разрезах ).
История
К началу 1950-х гг. горнодобывающей промышленности требовались более сильные электровозы. К тому времени на карьерах работали электровозы со сцепной массой 70—90 тонн , в основном довоенной постройки, которые работали двойной тягой . В 1951 году из ГДР началась поставка шестиосных электровозов со сцепной массой 150 тонн, но они были относительно дороги.
В 1957 году на Коркинском угольном карьере на базе обычного четырёхосного думпкара был создан моторный думпкар, который был сцеплен с электровозом IV-КП1 . Сцепная масса возросла вдвое (масса электровоза— 80 тонн, масса гружёного думпкара— 96 тонн) и это дало возможность электровозу работать на более крутых уклонах . Полученный состав стал первым в стране тяговым агрегатом .
Сравнительные характеристики тяговых агрегатов
Показатель | Тип агрегата |
---|
EL10 | ОПЭ1 | ОПЭ2 | ОПЭ1А | ОПЭ1Б | ПЭ1 | ПЭ2 |
ПЭ2
м
|
ПЭ3
т
|
---|
Год начала выпуска | 1964 | 1968 | 1972 | 1973 | 1976 | | 1967 | 1968 | 1978 |
Осевая формула
|
3(2
0
+2
0
)
|
2(2
0
+2
0
)
|
3(2
0
+2
0
)
|
3(2
0
+2
0
)
|
3(2
0
+2
0
)
|
3(2
0
+2
0
)
|
3(2
0
+2
0
)
|
3(2
0
+2
0
)
|
3(2
0
+2
0
)
|
Номинальная мощность,
кВт
| 4770 | 4370 | 5325 | 5325 | 5325 | 5460 | 6120 | 5460 | 5325 |
Сила тяги в номинальном режиме,
кН
| 681 | 560 | 662 | 662 | 662 | 694 | 672 | 694 | 662 |
Скорость в номинальном режиме,
км/ч
| 25,7 | 30 | 29,5 | 29,5 | 29,5 | 28,9 | 33,4 | 28,9 | 29,5 |
Мощность дизель-генератора, кВт | 550 | 1471 | — | 1103 | 1470 | — | — | — | 1471 |