«Авро́ра»
— скоростной фирменный поезд №159А/160А сообщением Москва — Санкт-Петербург , Октябрьской железной дороги . Курсировал между двумя столицами с 12 июня 1963 года вплоть до 4 апреля 2010 года . В конце 2009 года ему на смену пришёл скоростной экспресс « Сапсан ». Также на этом же маршруте с 2001 года действует во многом аналогичный скоростной поезд локомотивной тяги « Невский экспресс », а в 1984 — 2009годах работал скоростной электропоезд ЭР200 .
Характеристика поезда
Первая поездка скоростного экспресса «Аврора» была совершена 12 июня 1963 года. Поезд вел ЧС2-78 под управлением машиниста Э.П.Сахарова и помощника А.И.Захарова. Путь от Ленинграда до Москвы был пройден за 5 часов 27 минут. С 1965 года время хода «Авроры» было сокращено до 4 часов 59 минут.
Поезд состоял из скоростного локомотива - электровоза (чехословацкого производства сначала ЧС2 , затем— ЧС200 ) и 9 пассажирских вагонов межобластного типа (сначала обычных ЦМВ постойки КВЗ , адаптированных для скорости движения 180 км/ч, затем— специальных скоростных РТ200 « Р усская Т ройка» производства Тверского вагоностроительного завода и аналогичных).
Авария 1988 года
16 августа 1988 года в 18:25 по Московскому времени на перегоне Березайка— Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги произошло крушение скоростного пассажирского поезда №159 «Аврора».
События XXI века
Состав поезда «Аврора» был обновлён в I квартале 2003 года . 15 купейных вагонов поезда N 159/160 были модернизированы с повышением степени комфорта. Новый интерьер купе был создан с привлечением к разработкам финских и российских дизайнеров.
В апреле 2008 года РЖД объявило
, что по факту запуска проекта скоростной магистрали Санкт-Петербург— Москва необходимость в этих поездах отпадёт и они будут выведены из расписания. В апреле 2010 года поезд «Аврора» прекратил работу, а запущенный в конце 2009 года высокоскоростной «Сапсан» стал курсировать под тем же номером— 159/160, проходя маршрут за 4 часа вместо 5 с половиной.
Летом 2011 года состав поезда использовался для обслуживания маршрута 257А/258А Санкт-Петербург— Москва.
Летом 2012 года состав поезда так же использовался для обслуживания маршрута 257А/258А Санкт-Петербург— Москва.