Фи́рменный пассажи́рский по́езд
— одна из категорий комфортабельных пассажирских поездов . Фирменные поезда появились в СССР и существуют в нескольких странах постсоветского пространства. Все требования к фирменным поездам СНГ и стран Балтии изложены в положении «О фирменном пассажирском поезде». Все фирменные поезда России периодически проходят переаттестацию в Федеральной пассажирской компании .
Первый фирменный поезд в СССР — « Красная стрела » начал курсировать между Ленинградом и Москвой с 1931 года . На время блокады Ленинграда его курсирование прерывалось, но сразу после снятия блокады курсирование этого поезда было возобновлено.
Отличительные признаки фирменного поезда
-
Наличие собственного имени (наименования) поезда (например, «Россия» сообщением Москва — Владивосток , «Смена» сообщением Москва — Санкт-Петербург , «Томич» сообщением Томск — Москва , «Гилюй» сообщением Тында — Благовещенск ), которое указывается на маршрутных досках, боковых стенках вагонов, используется при оформлении интерьера вагона. Кроме поездов класса «Премиум», которые собственных имен не имеют.
- Как правило, нахождение поезда в обращении круглый год.
-
В России, маршрут поезда, как правило связывает крупный город (обычно областной центр) с Москвой (например, « Вологодские зори » Вологда — Москва), Санкт-Петербургом (« Байкал » Иркутск -СПб) либо с курортом (например, «Ильмень» Челябинск— Анапа ).
- Билеты на фирменные поезда дороже обычных билетов на 20—50%.
-
Как правило, фирменные поезда дальнего следования являются скорыми , однако бывают исключения, например, поезд « Белые ночи » сообщением СПб- Вологда является пассажирским.
ребования к фирменному поезду
- Формирование из вагонов, находящихся в эксплуатации не более 12 лет после постройки или капитально-восстановительного ремонта.
- Оформление интерьеров всех вагонов поезда в едином фирменном стиле. Для поездов класса «Премиум»— в едином стиле РЖД.
- Наличие комплектов нового постельного белья или постельного белья с малым сроком эксплуатации.
- Форма проводников единая для всего состава поезда, индивидуального покроя и выдержанная в фирменном стиле.