81-760/761 «Ока»
— модель вагонов метрополитена , которые выпускаются заводом ОАО « Метровагонмаш » с 2010года . До 25 мая 2012года названия у поездов, как такового, не было, однако машинисты ТЧ-8 «Варшавское» неофициально их прозывали «Катюшами», а машинисты ТЧ-12 «Новогиреево»— «Семёрками» (по аналогии с модификацией 81-717.6/714.6).
История
Первое упоминание о начале разработки 81-760 относится к ноябрю 2005 года. Инициатива создания принадлежала ОАО «Метровагонмаш», и вначале все работы велись самостоятельно, без финансирования Московским метрополитеном , на который эти вагоны и были ориентированы. Цель разработки состояла в том, чтобы максимально удешевить конструкцию, поскольку вагоны « Яуза » и « Русич » имели слишком высокую цену.
Тогда предполагалось, что 81-760 будут максимально унифицированы с выпускаемыми с 1977года вагонами 81-717/714 , но с новым приводом разработки АЭК « Динамо », усиленной тележкой, новым салоном, пластиковой передней маской, аварийным выходом и другими нововведениями.
В 2008году рассматривался вариант сделать на 81-760 свободный проход между всеми вагонами поезда, как, например, в метрополитене Торонто , однако от этого варианта отказались. Через год в качестве одного из вариантов внешнего вида рассматривался неокрашенный полированный кузов из нержавеющей стали.
19 июня 2010 года на станции « Марьина Роща » на открываемом новом участке Люблинской линии Московского метрополитена прошла презентация первого опытного поезда мэру города и журналистам.
В 2011 году на одном из вагонов опытного состава были установлены светодиодные фары вместо обычных, но и от этого варианта тоже отказались.
12 апреля 2012 года началась эксплуатация вагонов 81-760/761 на Калининской линии Московского метрополитена. Одним из первых пассажиров стал мэр Москвы Сергей Собянин . Эксплуатация с пассажирами на регулярных маршрутах началась 19 апреля 2012 года. Поезда обычно работают в утренний и вечерний часы-пик(до 10 утра и с 17.00 по 21.00). Тем не менее, в ходе эксплуатации составов регулярно выявляются многочисленные проблемы , из-за которых они часто отсутствуют на линии. Обкатка составов обычно проходит по будням с 10:30 до 14:30. Правда, 1 июня на линии днём, вечером и до закрытия метро работал с пассажирами один из составов, возможно, что теперь состав будет регулярно эксплуатироваться в любое время.
25 мая стало известно, что вагонам типа 81-760/761 присвоено имя «Ока».
Однако несмотря на то, что эксплуатируется 10 составов, в данный момент одновременно эксплуатируются не более 4-х составов.Однако 1 состав работает с открытия и до закрытия метро, а 2,3 и 4 составы работают по расписанию.
Основные характеристики
Первые подробности о новых вагонах стали известны осенью 2009года . Основные особенности вагонов:
- Кузов— из нержавеющей стали, окрашенный, с гладкими прямыми бортами.
- Двери— прислонно-сдвижного типа, по четыре с каждой стороны. На каждой двери имеется кнопка для её открытия в непиковое время.
- Длина стандартная для российских метрополитенов и составляет около 20000мм.
-
Привод— на вагонах опытного состава асинхронный российской разработки типа КАТП-1. На серийных вагонах, прибывающих с февраля 2012 года, асинхронный российской разработки типа КАТП-2.
-
Тележки — на первых трёх вагонах как и на вагонах типа «Русич» и «Яуза» с двойным пневмоподвешиванием. На следующих вагонах, прибывающих с ноября 2010 года с тройным пневмоподвешиванием.
-
Вентиляция салона— посредством системы кондиционирования воздуха с функцией обеззараживания воздуха, поддерживающей постоянную температуру в 24 градуса. На опытном составе отсутствуют форточки, на следующих двух составах форточки отсутствуют только в паре центральных окон, на последующих вагонах форточки есть и в паре центральных окон.
Недостатки
-
В вагонах, несмотря на наличие кондиционеров, некоторыми пассажирами отмечается духота.
В то же время некоторые пассажиры отмечают холод в салоне из-за слишком сильной работы кондиционеров.
Перспективы
После начала серийного выпуска вагоны 81-760 начали поступать на Калининскую линию . Согласно словам начальника Московского метрополитена И.С.Беседина , после обновления парка Калининской линии, вагоны данной модели планируется поставлять на другие линии, где истекает срок службы подвижного состава или планируется ввод новых участков. В первую очередь это скорее всего будут Серпуховско-Тимирязевская , Замоскворецкая и Таганско-Краснопресненская линии .
Массовое производство поездов метро этой серии началось в конце 2011— начале 2012 годов. С февраля 2012 года начались поставки вагонов в Московский метрополитен. Всего за 2012 год в Московский метрополитен должно поступить 320 вагонов. Чтобы управиться в срок, «Метровагонмаш» производит вагоны совместно с Тверским вагоностроительным заводом .
Поставщики
ОАО «Метровагонмаш» в сентябре 2011г. заключило контракт с электротехническим концерном « РУСЭЛПРОМ » на поставку тяговых электродвигателей для вагонов модели 81-760/761 , а также сглаживающих реакторов сетевого фильтра, предназначенных для выравнивания перепадов напряжения в сети .
В октябре 2011 года опытный образец кузова промежуточного вагона был отправлен в адрес заказчика Тверским вагоностроительным заводом , осваивающим постройку кузовов вагонов данного типа по заказу Трансмашхолдинга .
Интересные факты
На наддверных схемах поездов Калининской линиии указана станция « Новокосино », которую планируют открыть только в сентябре 2012года , на день города. Сейчас она заклеена, и индикаторы первое время показывали станции немного неправильно. Но с середины мая индикаторы работают правильно.
В 2011 году незадолго до своего ухода Дмитрий Гаев утвердил второй вариант окраски поезда— оттенка «кофе с молоком». Именно по такой схеме был окрашен второй по счёту состав. Однако уже перед отправкой в Московский метрополитен в 2012 году состав был перекрашен по старой, серо-голубой схеме. Последующие составы красились тоже по старой схеме.
81-760/761 «Ока» |
---|
Опытный вагон модели 81-760 №37002 на выставке «Экспосититранс 2010».
| Завод |
ОАО «Метровагонмаш»
| Начало выпуска |
2010
| эксплуатации |
19 апреля
2012
| Тара | 36/35 т | Длина | 20120/19140 мм | Ширина | 2686 мм | Высота | 3680 мм | Скорость | 90 км/ч | Ускорение/Замедление |
1,3/1,1 м/с
2
| Мощность | 4×170 кВт | Диаметр колес | 860 мм | Вместимость | 300/320 чел. | Используется |
Москва
|
|