Дизель-поезд ДР1
— дизель-поезд рижский, первая модификация.
В 1963 году на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ) началось производство дизель-поездов серии ДР: сначала поезда ДР1, а затем его усовершенствованных модификаций— дизель-поездов ДР1П и ДР1А. После распада СССР производство дизель-поездов серии ДР1 было возобновлено только в 2006 году. Модификация выпускалась под заказ Белорусской железной дороги под обозначением ДР1Б.
Обычно дизель-поезд ДР1 состоит из двух моторных М, имеющих силовую установку и кабину управления, и двух или четырех прицепных П вагонов, составленных по схеме М + (2—4) П + М. Также дизель-поезд ДР1 может быть и в трёхвагонном исполнении М + П + П с кабиной управления. ДР1Б выпускается, кроме того, в межобластном варианте М(3 класс) + П(2 класс) + П(1 класс) + П(1 класс и бар) + П(2 класс) + М(3 класс).
Технические данные
ДР1 (в трёхвагонном исполнении) в депо Вильнюса . Август 2005 г.
ДР1А-320 с новой формой кабины машиниста на станции Брест-Центральный . Август 2006 г.
Дизель-поезд ДР1А состоит из двух моторных с кабинами управления и одного, двух или четырех прицепных вагонов. Возможно также трехвагонное исполнение поезда (один моторный вагон с кабиной управления, один прицепной и один прицепной с кабиной управления). Предусмотрена возможность эксплуатации дизель-поездов по системе двух единиц.
- Конструкционная скорость поезда 33 м/с (120 км/ч),
Кузов и внутреннее оборудование
- Кузова вагонов цельнометаллические сварные несущей конструкции.
- Рама кузова без хребтовой балки состоит из двух консольных частей, соединенных продольными балками, и набора поперечных элементов.
- Консольные части собраны из сварных балок замкнутого сечения и гнутых профилей.
- Поперечные элементы рамы моторного вагона выполнены из швеллера, а прицепного— из профилей z-образного сечения.
- Продольные балки рамы состоят из гнутого швеллера, угольника и диафрагмы, обшитых гнутыми несущими листами.
- Крыша, боковые и торцовые стены состоят из каркаса и листов обшивки.
- Для монтажа оборудования силовой установки в крыше моторного вагона над машинным отделением имеется люк.
- Поезда максимально унифицированы и отличаются лишь величиной напряжения в цепях управления, комфортабельностью и некоторыми другими усовершенствованиями.
- Внутренняя поверхность кузова покрыта слоем противошумной мастики.
- В перегородках и дверцах машинного отделения моторных вагонов применена усиленная звукоизоляция.
- Внутренняя обшивка стен и потолка выполнена из слоистого пластика; пол покрыт линолеумом.
- Вагоны имеют по две задвижные двери с каждой боковой стороны. Двери открываются и закрываются автоматически, централизованно из кабины управления.
Условия эксплуатации
В зависимости от величины пассажиропотоков эксплуатируют трехвагонные поезда, составленные по схеме М + П + М, а также составы из одного моторного М, одного или двух прицепных П и одного прицепного с кабиной управления Пг вагонов. Дизель-поезда ДР1П (модель 63-319) и ДР1А (модель 63-323) предназначены для эксплуатации на линиях с низкими и высокими платформами.
Компоновка вагонов
- Количество мест для сидения в составе из шести вагонов составляет 632.
-
В моторном вагоне имеются:
- салон для пассажиров
- два тамбура
- машинное отделение
- кабина управления и служебное помещение.
-
В прицепном вагоне:
- салон для пассажиров
- два тамбура
- туалетное помещение (на ДР1А более новой постройки и ДР1Б расположен в моторном вагоне, за счёт уменьшения служебного помещения)
- В салонах установлены полумягкие двусторонние диваны, с одной стороны от центрального прохода шестиместные, а с другой— четырехместные. Над окнами имеются багажные полки.
- Пассажирский салон отделен от тамбуров перегородками с раздвижными дверями. Окна пассажирских помещений с двойными стеклами пакетного типа имеют в верхней части открывающиеся форточки. Наличники окон выполнены из стеклопластика.
- Служебное отделение моторного вагона при необходимости можно использовать в качестве почтового или багажного отделения или организовать в нем буфет.
Кабина управления
Пульт машиниста дизель-поезда ДР1Б
Расположена в передней части моторного вагона. Лобовые и боковые окна сделаны из безосколочного стекла и снабжены стеклоочистителями и электрообогревателями.
- Для машиниста и его помощника установлены мягкие поворотные кресла с регулируемыми спинками, а на задней стене кабины— дополнительно укреплено откидное сиденье.
-
В кабине размещены
- пульт с аппаратами управления, контрольно-измерительными и сигнальными приборами
- аппаратура системы радиооповещения пассажиров
- поездная радиостанция ЖРЗМ
Отличия кабины ДР1Б:
- обновленный дизайн
- широкое применение пластиков и композитных материалов
- кресла КЛ-7500
- регулируемая светодиодная подсветка приборов
- радиостанция РВ-1.1М "Транспорт"
-
скоростемер 3СЛ2М и локомотивная сигнализация заменены системой КЛУБ-У
- многослойные электрообогревные лобовые стекла
- наличие системы автоматической противопожарной и охранной сигнализации
Силовая установка
Дизель М-756Б (высокооборотные дизельные двигатели для дизель-поездов поставлялись Лениградским заводом Звезда ) и гидропередача ГДП-1000 смонтированы на общей раме, установлены в машинном отделении моторного вагона на амортизаторах.
Тележки
Ведущая и поддерживающая тележки моторного вагона аналогичны по конструкции тележкам прицепного вагона за исключением колесных пар. У ведущих тележек колесные пары имеют двухступенчатые осевые редукторы. Первая ступень редуктора выполнена цилиндрической, вторая— конической. Тяговые и тормозные усилия передаются с рамы тележки на кузов вагона при помощи шкворня и тяговых поводков.
Тормозное Пневматическое оборудование
- Вагоны дизель-поезда оборудованы механическим дисковым тормозом с электропневматическим или пневматическим управлением и ручным приводом.
- Ступицы с тормозными дисками напрессованы на оси колесных пар, к ступицам прижимаются специальные колодки.
- В каждом вагоне установлено по четыре крана экстренного торможения.
- Ручным тормозом оборудованы: ведущие тележки моторных и одна из тележек прицепных вагонов,
кроме автоматического тормоза.
-
Пневматическое оборудование вагонов, осуществляет питание:
- аппаратов дистанционного управления дизелем и гидропередачей, системы пескоподачи,
- цилиндров привода дверей, стеклоочистителей
- и системы подачи звуковых сигналов.
Электрооборудование
ДР1П
- постоянный ток для цепей управления— напряжением 75 В
- для цепей освещения и вспомогательного оборудования— напряжением 110 В.
ДР1А
- номинальное напряжение цепей управления и вспомогательного оборудования— 110 В постоянного тока,
- у электропневматического тормоза, локомотивной сигнализации, оповестительной установки и радиостанции— 50 В.
Питание энергией электрических цепей и подзаряд аккумуляторных батарей осуществлены от стартер-генератора СТГ-7, мощностью 41 кВт, а регулировка напряжения — автоматическая.
-
Для пуска дизеля на моторном вагоне установлены аккумуляторные батареи .
- Все электрическое оборудование вагонов имеет соответствующую защиту от перегрузок, коротких замыканий и заземлено.
Освещение
Вагоны освещаются лампами накаливания от сети постоянного тока напряжением 110 В. в пассажирских салонах светильники расположены в 2 ряда над диванами. Предусмотрено дежурное освещение салонов и тамбуров, машинного отделения, ходовых частей и шкафов с электрооборудованием.
Вентиляция и отопление
Система вентиляции пассажирских салонов приточно-принудительная непрерывного действия. состоит из жалюзи с фильтрами, вентиляционных агрегатов и воздушных каналов.
- В каждом моторном вагоне установлено по одному а в прицепном— по два вентиляционных агрегата. Эти агрегаты расположены в чердачном помещении над тамбуром.
- Наружный воздух засасывается через жалюзи, очищается от механических примесей в металлическом промасленном фильтре и подается вентиляторами в расположенный на потолке канал, из которого через распределительные насадки поступает в пассажирское помещение. *Воздух удаляется из салона через жалюзи в торцовых раздвижных дверях и через открытые двери при выходе пассажиров.
- Кабина управления вентилируется встречным потоком воздуха через два вентиляционных патрубка, а также через открытые боковые окна.
- В служебном и туалетном помещениях установлены дефлекторы.
Предусмотрено три режима работы вентиляционной системы: летний, переходный и зимний.
- При летнем режиме в каждый вагон поступает не менее 9000 м³/ч, при переходном— не менее 4500 м³/ч и при зимнем режиме не менее 2200 м³/ч свежего воздуха.
Вагоны 1 класса и кабины управления межобластной составности ДР1Б оборудованы системой кондиционирования.
Дизель-поезда ДРБ1, ДРБ1м и ДР1ПТ с локомотивной тягой
В 1997 году Белорусской железной дорогой было решено использовать прицепные вагоны расформированных дизель-поездов семейства ДР1, моторные вагоны которых были списаны, для формирования дизель-поездов с локомотивной тягой. В качестве тяговых использовались секции грузовых двухсекционных тепловозов 2М62 и 2М62У производства Луганского тепловозостроительного завода , которые прошли модернизацию для возможности управления дверями и электроаппаратурой в вагонах. Эти дизель-поезда получили обозначение ДРБ1 ( Д изель-поезд Р ижский, Б елорусской железной дороги, 1 -й тип).
Первоначально дизель-поезда формировались из промежуточных прицепных вагонов поездов семейства ДР1 и двух секций тепловоза 2М62 или 2М62У. Однако поскольку мощность двухсекционного тепловоза была избыточной, в дальнейшем вместо одной из секций тепловоза стали использоваться головные прицепные вагоны с кабиной управления и вторым пассажирским салоном на месте машинного отделения. В большей части поездов в роли головного вагона используется переделанный моторный вагон поезда ДР1, машинное отделение было переделано в пассажирский салон с установкой широких окон и срезанием выступающей части до уровня остальной части вагона. В более поздних поездах в качестве головных используются изначально произведённые на заводе прицепные вагоны, аналогичные используемым в трёхвагонных дизель-поездах ДР1А. Головные вагоны наиболее поздних поездов серий ДРБ1 и ДРБ1м имеют такую же кабину управления, как и у ДР1А, начиная с номера 318.
Большинство поездов после формирования получили собственную нумерацию, исключение составили поезда ДР1-035, 038, 043, 044 и 049. Новые поезда с локомотивной тягой получили обозначение ДР1ПТ , при этом основную часть вагонов в них составляют вагоны из поездов ДР1 с соответствующими номерами. Всего было сформировано 24 поезда — 12 поездов серии ДРБ1 , 7 — ДРБ1м и 5 — ДР1пТ . Все поезда, за исключением ДР1ПТ-044, ДРБ1М-12 и ДРБ1М-51 поступили для эксплуатации в депо Могилёв , оставшиеся 3 поезда — в депо Орша .
ДР1
Дизель-поезд ДР1А (в трёхвагонном исполнении) в Риге
| Основные данные |
---|
Страна постройки |
CCCР, Латвия
|
---|
Завод |
Рижский вагоностроительный завод, Rīgas Vagonu Rūpnīca, RVR
|
---|
Страна эксплуатации |
СССР, Россия, Украина, Латвия, Литва, Беларусь, Эстония
|
---|
Дорога |
СЖД, РЖД, УЗ, БЧ, LG, PV, Edelaraudtee, GoRail
|
---|
Ширина колеи
|
1524 мм
|
---|
Технические данные |
---|
Род службы |
пассажирский
|
---|
Конструкционная скорость |
120 км/ч
|
---|
Число вагонов в составе |
3, 4, 5, 6
|
---|
Пассажировместимость
|
632 чел. (6 вагонов)
|
---|
Длина состава |
154350 мм
|
---|
Высота |
4465 мм
|
---|
Материал вагона |
Сталь
|
---|
Тип двигателя |
М-756Б
|
---|
Количество тяговых двигателей |
2
|
---|
Мощность двигателя |
736 кВт
|
---|
Тип передачи |
гидравлическая (ГДП-1000)
|
---|
Тип тормоза |
электропневматический
|
---|
Система отопления |
Воздушное
|
---|
|
|