Дизель-поезд Д
1
м
— модификация дизель-поезда Д 1 , строившаяся в 1995 — 2002 годах Великолукским локомотиворемонтным заводом . Модификация эксплуатировалась на Октябрьской , Московской и Юго-Восточной железных дорогах, всего построено 16 поездов.
История
В 1964 — 1988годах завод Ганц-МАВАГ выпускал для железных дорог Советского Союза четырёхвагонный дизель-поезда серии Д 1 . Эксплуатация дизель-поездов поздних номеров серии выявила недостаточную надежность заводской силовой передачи типа HydroGanz HM612-22. В связи с этим обстоятельством, в начале 1980-х годов специалистами ВНИИЖТа был проведен комплекс работ по изучению возможности замены силовой установки дизель-поезда .
В середине 1990-х годов, в связи с недостатком финансирования, принятием программы импортозамещения и последующим прекращением поставок запчастей из Венгрии, Отдел ремонта дизельного подвижного состава ЦТ предложили заменить силовую установку дизель-поезда Д 1 на отечественную. Проект возгавил ВНИИЖТ (А.Г.Вольперт), от ПКБ ЦТ — Е.Л.Дубинский, от КМЗ — В.М.Омельченко, от завода Звезда — гл. инж. Коновалов, от ЦТ — В.А.Заботин. Разработка гидродинамической передачи была поручена Калужскому заводу, дизельного двигателя— заводу Звезда .
Проект модернизации ПКБ ЦТ ДП256.00.00 предусматривал замену заводской гидромеханической передачи типа НМ612-22 на гидродинамическую типа ГДП 750/201 и заводского дизеля типа 2VFE 17/24 на дизель типа М773А (12ЧН 18/20).
В 1995 году по проекту ДП256 на Великолукском локомотиворемонтном заводе был модернизирован первый дизель-поезд, Д1-728. Было выявлено множество проблем, касавшихся, в основном, гидродинамической передачи Калужского завода, не унифицированной с моторной тележкой, надежностью муфты и стартера . В качестве карданного вала применили удлинённый карданный вал тепловоза ТГМ3 .
После модернизации, дизель-поезд Д1-728 прошел ряд испытаний на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке. После успешных испытаний, закончившихся 14 мая 1996 года , 18 июля того же года его отправили на опытную эксплуатацию в депо Смоленск .
По решению Московской железной дороги , несколько Д 1 депо Смоленск были модернизированы Великолукским локомотиворемонтным заводом при непосредственном участии заводов «Звезда» ( Санкт-Петербург ) и Калужского машиностроительного завода. После модернизации, дизель-поезда Д 1 получали обозначение Д 1 м (Проект модернизации— ДП256) Вслед за Московской дорогой, были модернизированы несколько поездов Октябрьской и Юго-Восточной железных
дорог: Д
1
-728 (1995, Московская); Д
1
-615 (1996, Московская); Д
1
-613 (1997, Московская); Д
1
-635 (1997, Московская); Д
1
-633 (1997, Московская); Д
1
-548 (1998, Московская); Д
1
-577 (1998, Юго-Восточная); Д
1
-597 (1998, Юго-Восточная); Д
1
-600 (1998, Октябрьская); Д
1
-636 (1998, Московская); Д
1
-805 (1998, Московская); Д
1
-720 (2000, Октябрьская); Д
1
-481 (2002, Московская); Д
1
-614 (Московская); Д
1
-648 (Московская); Д
1
-727 (Московская), всего 16 машин
.
Немодернизированные Д
1
было решено сконцентрировать в Узловой, а модернизированные— в Смоленске. По ряду причин, в частности, передачей из депо Фаянсовая в депо Смоленск автомотрис АЧ2 , парк Д 1 м в последующие годы был распылен и многие Смоленские Д 1 м попали в депо Узловая, где быстро прекратили существование ввиду того, что ремонтный персонал не был знаком с нестандартными дизелем и гидропередачей. Два Д 1 м (728 и 805) в 2006 — 2007 годах были переделаны в поезда повышенной комфортности на заводе «Стекломаш» в г. Орехово-Зуево и продолжают трудиться в депо Смоленск.
В 2008 году капитальный ремонт второго порядка прошли два Д
1
депо Узловая— Д
1
-749 и Д
1
-750. Помимо полного капитального ремонта дизеля, ГМП, других агрегатов и замены обшивки кузова, был отремонтирован салон— деревянные окна заменены на стеклопакеты, деревянные диваны— на пластмассовые с индивидуальной велюровой вставкой.
Эксплуатировались (и на многих маршрутах эксплуатируются по состоянию на 2007 год) дизель-поезда Д 1 на множестве железных дорог СССР, а сейчас в России и на Украине: Октябрьской , Московской , Горьковской , Одесской , Львовской и Донецкой , а также Литовскими железными дорогами . Иногда головные вагоны дизель-поезда используются в качестве автомотрис . По состоянию. на 2012 год, эксплуатация Д1 в России практически завершена. В 2010 Из депо Смоленск, 2 поезда были переданы в ТЧ-22 Новомосковская-1, исключены из инвентаря ноябрем 2011, на Калининградской ЖД, последний Д1-590, был отставлен летом 2011. На текущий момент, головной вагон переехал в музей на станции Калининград, остальные - на порезку. Последним эксплуатационным депо для Д1 в России, осталась бывш. ТЧ-35 Узловая, ныне - Новомосковск-1. На линии постоянно работают 4 поезда, на весь парк - поданы документы на списание.
По состоянию на 2012 год, сохранилось 2 дизель поезда Д
1
м: Д
1
-720 работает как служебный; Д
1
-548 не работает. Прочие поезда списаны: Д
1
-728 списан 2011; Д
1
-615 списан 2010; Д
1
-613 списан 2006; Д
1
-635 списан 200?; Д
1
-633 списан 200?; Д
1
-577 списан 200?; Д
1
-597 списан 200?; Д
1
-600 списан 200?; Д
1
-636 списан 200?; Д
1
-805 списан 2011;; Д
1
-481 списан 2009; Д
1
-614 списан 2010; Д
1
-648 списан 200?; Д
1
-727 списан 200?.
В 2012 году по заказу Молдавских железных дорог на локомотиворемонтном заводе REMAR ( Пашкани , Румыния ) был модифицирован дизель-поезд Д 1 737. В ходе модернизации был установлен дизель VOLVO PENTA TAD1662VE, изменена форма кабины, проведены работы по повышению уровня комфортности; кузов, тележки и гидропередача оставлены заводскими. Модифицированный дизель-поезд получил обозначение Д 1 М-001. Дизель-поезд эксплуатируется на маршруте Бендеры— Окница. Всего планируется модернизировать 16 дизель-поездов.
Д
1
м
Дизель-поезда Д
1
м-720
| Основные данные |
---|
Годы постройки |
1995—2002
|
---|
Страна постройки |
Россия
|
---|
Завод |
Великолукский локомотиворемонтный завод
|
---|
Составов построено |
16
|
---|
Страна эксплуатации |
Россия
|
---|
Дорога |
Октябрьская , Московская , Юго-Восточная
|
---|
Ширина колеи
|
1524 мм
|
---|
Технические данные |
---|
Род службы |
пассажирский
|
---|
Конструкционная скорость |
105 км/ч
|
---|
Максимальная служебная скорость |
105 км/ч
|
---|
Число вагонов в составе |
4
|
---|
Пассажировместимость
|
72 в моторном вагоне
128 — в прицепном.
|
---|
Материал вагона |
Сталь
|
---|
Порожняя масса |
Масса моторного вагона 68 т
Масса прицепного вагона без пассажиров 37 т.
|
---|
Количество тяговых двигателей |
2
|
---|
Мощность двигателя |
603 кВт
|
---|
Тип передачи |
гидродинамическая
|
---|
Тип тормоза |
пневматические
|
---|
|
|