Вагон ПВ40 Харьковской ДЖД
Вагон ПВ40
(иногда ошибочно называемый ПВ51)— узкоколейный пассажирский пагон, выпускавшийся Демиховским заводом с 1955г.
Общие сведения
Эскиз вида сбоку вагона ПВ40
Вагон ПВ40 представляет собой 4-осный пассажирский вагон с несущим кузовом для железных дорог колеи 750мм. Важно отметить применение несущего корпуса, практически уникальное в конструкции вагонов УЖД . Распространен на детских железных дорогах и других железных дорогах колеи 750 мм стран бывшего СССР, хотя, по отзывам, имеет несколько меньший уровень комфорта, чем вагоны PAFAWAG польской постройки, в частности, нарекания вызывало маленькое количество форточек и жесткость хода, из-за чего многие ДЖД предпочитали PAFAWAG последних модификаций. Вагоны оборудованы ручным и автоматическим тормозом, санузлом и водяным отоплением, пассажировместимость— 40 мест для сидения, задекларирована полная пассажировместимость 96 чел., однако на практике из-за узких проходов и отсутствия поручней она вряд ли реализуема. Первоначально вагон строился для УЖД МПС СССР и для УЖД промышленных предприятий, уменьшенная масса и малый радиус проходимых кривых (9,5 т. против 16 т. у PAFAWAG и 40м против 60м соответственно) позволяли эксплуатировать вагоны на УЖД с легким верхним строением пути. Позже вагоны ПВ40 передавались на ДЖД, частично как замена для вагонов PAFAWAG, где их и можно часто увидеть в настоящее время.
Тележка с буксами на роликовых подшипниках (производства КМЗ 2011г )
Некоторые технические характеристики вагона ПВ40
Годы постройки | 1955 — 1989* | Число осей | 4 | Масса вагона | ~9.5 т. | Число мест для сидения | 40 | Длина вагона по осям сцепного устройства | 11100 мм | Длина вагона по раме | 10200 мм | Ширина вагона | 2300 мм | Высота от головки рельса | 3170 мм |
Модификации
Базовая модель разработки 1955г. (модификация
48-051
,
ПВ40
) имеет большую массу (11 т.). В дальнейшем масса вагона была уменьшена за счет уменьшения толщины стенок
до 9,5 т. Визуально эти вагоны можно отличить по 5 гофрам на боковых стенках вместо трех. Существовали также модификации вагона-столовой и вагона для перевозки рабочих (
43-0011
)
. В 2004г. Мытищинский вагонный завод построил на основе модели 43-0011 несколько вагонов для Новосибирской и Кратовской ДЖД. Эти вагоны (ПВ-2000, модификации
20.0011, 20.0015 и 20.0016
) строились специально для детских железных дорог и, в расчете на эксплуатацию в летнее время на небольших расстояниях маршрутов, не имеют отопления и санузлов.
Всего, с учетом модификаций, Демиховским заводом было построено более 7000 вагонов ПВ40.
Пассажирский вагон ВП750
Вагон ВП750 Малой Октябрьской ЖД
В настоящее время Камбарский машиностроительный завод изготавливает ограниченными партиями пассажирские вагоны ВП750, которые, являются развитием конструкции вагона ПВ40 с увеличенной до 12 т. массой, современным исполнением салона и несколько возросшим минимальным радиусом проходимой кривой
. Принципиальным отличием ВП750 является использование тележек, унифицированных с тепловозными. Из-за этого габаритная высота вагона заметно больше, чем у ПВ40.
Технические характеристики вагона
Число осей | 4 | Масса вагона | ~12 т. | Число мест для сидения | 36 | Длина вагона по осям сцепного устройства | 11110 мм | Длина вагона по раме | 10200 мм | Ширина вагона | 2300 мм | Высота боковых стен от пола до обшивки крыши | 2100 мм |
Интересные факты
-
В среде любителей узкоколейных дорог очень широкое распространение получило ошибочное обозначение вагона — ПВ51. В номенклатуре выпускаемой продукции Демиховского машиностроительного завода никогда не было вагона с таким обозначением. Название ПВ51, вероятно, происходит от смешения названия «ПВ40» и заводского обозначения модели «48-051» (где «48» — обозначение узкоколейных вагонов по действовавшему в те годы Общесоюзному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции , а «051» — номер модели).
…
|