Ходовая часть у разных видов локомотивов выполняется по-разному, в зависимости от вида силовой установки. В настоящее время локомотивы, как правило, опираются на 2 (реже 3) тележки,
Тяговый электродвигатель
(ТЭД)— электрический двигатель , предназначенный для приведения в движение транспортных средств ( электровозов , электропоездов , тепловозов , трамваев , троллейбусов , электромобилей , электроходов , большегрузных автомобилей с электроприводом ,
Тяговый генератор
— элемент тяговой передачи тепловоза , преобразующий механическую энергию дизеля тепловоза в электрическую энергию, поступающую к тяговым электродвигателям . Тяговый генератор постоянного тока также используется для пуска дизеля от аккумуляторной батареи.
Тифо́н — прибор для подачи звукового сигнала громкого тона на транспортных средствах, приводимый в действие сжатым воздухом.
Слово происходит от шведского гудка «Kockums Tyfon», появившегося в 1930-е годы.
В частности, на железной дороге тифоны устанавливаются на локомотивах (кроме паровозов) и служат для подачи сигналов экстренного оповещения (привлекающих внимание и тревожных). Для подачи служебных и предупреждающих сигналов обычно используется менее громкий свисток. Тифонами оборудуются поезда метро. В СССР тифоны также устанавливались на трамвайный вагон КТМ-2.
Рессорное подвешивание — система упругих механических элементов, предназначенная для регулирования колебаний кузова транспортного средства и смягчения ударных нагрузок. В состав системы рессорного подвешивания входят: рессоры, гасители колебаний (демпферы), устройства для крепления рессор и демпферов, устройства для передачи нагрузок от кузова на ходовую часть, а также тормозных и тяговых усилий.
Ползун (лыска) — повреждение поверхности катания колёс рельсовых транспортных средств (трамваев, подвижного состава железных дорог и метрополитена) относительно оси вращения, выражающееся в появлении на круговой поверхности катания плоского места. Наиболее распространённой причиной появления ползуна является блокирование колёс при движении (юз), что приводит к истиранию поверхности катания и образованию на ней плоского участка.
Подающая песок труба, установленная на тележке локомотива
Песочница
— ёмкость с песком , устанавливаемая на рельсовом подвижном составе ( локомотив , трамвай и так далее). Входит в состав пескоподающей системы , которая в свою очередь предназначена для подачи песка под движущие колёсные пары , тем самым повышая коэффициент сцепления колёс с рельсами , что в свою очередь позволяет увеличить касательную силу тяги и исключить боксование .
Мотор - компрессор (на схемах часто обозначается МК ) — агрегат , совмещающий в себе приводной электрический двигатель и компрессор (в основном поршневой , редко винтовой ). Активно применяется на электротранспорте ( электровозы , электропоезда , трамвай , вагоны метрополитена , троллейбус ), где служит для выработки сжатого воздуха .
Также мотор-компрессоры используются и в быту, в частности они являются «сердцем» холодильников и кондиционеров , в которых перекачивают хладагент .
Колёсная пара
— основной элемент ходовой части транспортного средства . Термин применяется, как правило, по отношению к рельсовому транспорту. Колёсные пары в подавляющем большинстве являются глухими, то есть оба колеса жёстко насажены на цельную ось. Такая конструкция фактически из одной детали отличается высокой надёжностью. Пробег колёсных пар локомотивов с колёсами бандажного типа может достигать нескольких млн. км при нагрузке 20-25 тс при сменных бандажах.