Железнодоро́жный ваго́н ( фр. wagon , от англ. waggon — повозка)— несамоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги локомотивом. Прототип— небольшая повозка , представлявшая собой ящик , передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях. Вагон является единицей подвижного состава железных дорог . Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован, соответственно, всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда . Строительством вагонов занимаются вагоностроительные предприятия.
В России прообразы вагона— вагонетки— появились на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах в 1764 году на Колываново-Воскресенском заводе на Алтае , а затем в 1788 году на Александровском заводе в Петрозаводске , в 1810 на Змеиногорском руднике, а с паровой тягой— на Нижнетагильской железной дороге , построенной в 1834 году .
Для Царскосельской железной дороги подвижной состав, в том числе и вагоны, были закуплены в Англии . Производство первых вагонов для железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом было налажено на Александровском заводе ( Санкт-Петербург ) в 1846 году . Виды и классификация вагонов
Вагоны различаются по числу колёсных пар (осности)— выпускаются 4, 6, 8, 12, 16 и 20-осные; по устройству ходовых частей— тележечные и нетележечные. Основные параметры, характеризующие вагон: грузоподъёмность , собственная масса вагона (тара), осевая нагрузка , нагрузка на 1м пути (погонная нагрузка).
В настоящее время железные дороги России располагают парком пассажирских и грузовых вагонов: цельнометаллический пассажирский ( СВ , купейный , плацкартный , межобластной ), цельнометаллический багажный (почтово-багажный), платформа , крытый вагон , полувагон , цистерна , хоппер , рефрижераторные вагоны (или вагоны- термосы ) и рефрижераторные секции, специализированные вагоны (для перевозки контейнеров ( фитинговые платформы ), для перевозки автомобилей , для перевозки леса , битумовозы , транспортёры , сборно-раздаточные вагоны , вагоны для перевозки скота , вагоны для перевозки бумаги ит.д.).
Для поездок по железным дорогам высокопоставленных государственных должностных лиц и для руководящего состава железных дорог выпускаются новые, или переоборудуются из обыкновенных пассажирских, вагоны-салоны. Вагоны-салоны могут иметь бронирование подоконного пояса, пуленепробиваемые стекла и усиленную, вследствие увеличения веса из-за бронирования, экипажную часть с трёхосными тележками.
Некоторые вагон-салоны, имеющие историческое значение, сохранены в музеях.
Современные вагоны могут быть несамоходными и самоходными, к самоходным относятся моторные электрифицированные железнодорожные вагоны электропоездов , трамвайные вагоны, вагоны метрополитена , вагоны дизель-поездов .
-
Двухэтажный пассажирский вагон
-
Бронированный вагон-салон Блюхера
-
Вагон-самосвал ( думпкар ) четырёхосный
-
Крытый вагон
Крытый вагон предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.
-
-
-
Крытый вагон для перевозки автомобилей
К крытым вагонам относятся также вагоны изотермического парка: вагон-ледник , рефрижераторный вагон , вагон-термос .
Полувагон
Полувагон предназначен для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы ит.п.), контейнеров, прочих грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Marcadet^ модели 12-132
Вагон-цистерна
Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефтепродуктов, химически-активных и агрессивных жидких веществ, сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки и цемента .
Платформа
Платформы предназначены для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов , контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий.
Фитинговая платформа
Фитинговая платформа, это специализированная платформа , предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованная специализированными узлами для их крепления— фитинговыми упорами.
-
40-футовые контейнеры на платформах
Хоппер
Хоппер предназначен для перевозки массовых сыпучих грузов: угля , руды , цемента , зерна , балласта .
Модельный ряд
Вагоны нового модельного ряда(нефирменные поезда):
-
61-4174 — вагон пассажирский купейный «СВ»
61-4179 — вагон пассажирский купейный с установкой кондиционирования воздуха 61-4186 — вагон пассажирский купейный штабной 61-4194 — вагон пассажирский плацкартный с установкой кондиционирования воздуха
Вагоны премиум класса:
-
61-4440 — вагон пассажирский купейный
61-4445 — вагон пассажирский купейный штабной 61-4447 — вагон пассажирский плацкартный 61-4458 — вагон пассажирский купейный с местами для сидения
Типы вагонов
- Л— двухместный мягкий, СВ. 9 двухместных купе.
- М— мягкий. Вагон-люкс.
-
К—
купейный
. Пример: жёсткий купированный вагон постройки ГДР. 36 мест + двухместное купе проводника.
-
П—
плацкартный
. 54 спальных места.
- О— общий. 81 сидячее место.
- С— места для сидения. Межобластной с креслами для сидения— 56, 60, 62 или 64 места в зависимости от модели вагона.
Вагоны повышенной комфортности, в зависимости от категории и комплекса предоставляемых услуг делятся на:
- Э— экономический
- Б— бизнес
Вагоны RIC:
- I класс (22 места)
- II класс (33 места)
…
|