Поезд-пылесос Петербургского метрополитена
— специальный состав, предназначавшийся для сухой очистки от пыли тоннелей и станций закрытого типа . Разрабатывался в депо « Московское » Ленинградского метрополитена , был переоборудован из вагонов метро типа «Д» .
Предпосылки создания
Работники и руководство метрополитена всегда заботились о чистоте тоннелей и станций, именно поэтому их не удовлетворяла эффективность работы промывочных систем того времени, так как они не обеспечивали очистку в местах, сильно нуждающихся в этом— где было установлено оборудование. К тому же, в результате экспериментов , было выяснено, что промывка не смывает пыль, а уплотняет её. В период с 1963 по 1968 годы группа энтузиастов , возглавляемая инженером А.П.Черновым, разработала и построила вагон-пылесос, который предназначался для очистки тоннеля от пыли. В качестве базы для такого специального вагона использовался вагон типа «В-4» . Испытания, которые длились несколько лет, показали целесообразность использования разработанных технических решений и данного метода очистки, но были выявлены и некоторые недостатки.
На основе опыта по использованию вагона-пылесоса, было решено создать поезд-пылесос.
История
Проект по созданию поезда-пылесоса был начат в 1976 году . На него были брошены силы специалистов метрополитена, конструкторско-технического отдела службы подвижного состава, а также учёных-специалистов Ленинградского института инженеров транспорта , Уральского электротехнического института инженеров транспорта , Семибратовского филиала НИИ промышленной очистки газов , Ленинградского Высшего морского инженерного училища имени академика С.О.Макарова .
Основной трудностью при создании данного состава являлось то, что у первого опытного вагона-пылесоса рабочие органы поезда, осуществляющие очистку, выдвигались за пределы габарита подвижного состава, что могло, в свою очередь, повредить оборудование тоннелей. Однако, эффективность сдувающе-отсасывающей системы, находившейся в рамках габаритов вагона, резко снижалась из-за малой близости к очищаемой поверхности. Позже, на специальном макете, имитирующем тоннель и вагон, находящийся в нём, был проведен ряд экспериментов-исследований, которые позволили сделать вывод о технической возможности создания состава с эффективной системой очистки, рабочий орган который располагался бы в пределах габаритов вагона. И в 1980 году , на заседании научно-технического совета метрополитена, было принято решение развивать проект с компоновкой системы очистки в пределах габаритов вагона.
Основные конструкторские работы по данному проекту легли на плечи специалистов конструкторско-технологического отдела при участии Я.И.Минченко, А.Е.Кудрявцева, П.Л.Рыбакова. Преобразователь для пуска вентиляторов и компрессоров разрабатывался и строился ведущими инженерами ЛИИЖТа — А.В.Плаксом, А.С.Мазневым, Ю.А.Шевцовым. В НИИ промышленной очистки газа были проведены исследования, а впоследствии и создан полноразмерный образец системы мокрого пылеулавливания. Пожарная сигнализация была разработана в Ленинградском высшем инженерном морском училище.
Основная же нагрузка по окончательной реализации проекта была возложена на работников электродепо «Московское» Петербургского метрополитена. Изготовление оборудования и окончательное переоборудование вагонов типа «Д» под вагон-пылесос производилось в период с 1981 по 1982 годы под руководством В.В.Четвертухина и А.С.Ручина. Данный проект сплотил работников метрополитена— в его реализации также принимали участие работники эскалаторной, электромеханической службы, служб подвижного состава и спецсооружений электродепо « Дачное ».
1983 год — первые испытания нового специального состава на путях электродепо «Московское», которые не удовлетворили работников метрополитена. Причиной тому была очень низкая эффективность работы системы сдува и всасывания пыли. Через довольно короткий промежуток времени, недостатки были устранены, но до идеала было далеко. Перенять опыт у других метрополитенов было невозможно, так как чистящие составы, состоящие в их парках, лишь убирали мусор с железнодорожного полотна.
В течение 1984 года производилась окончательная доработка поезда-пылесоса.
1985 год — специальный состав прошёл опытную проверку на Московско-Петроградской линии после чего был введён в постоянную эксплуатацию. Однако, за всё время эксплуатации достичь желаемых результатов не удалось и в 1994 году состав был списан и разукомплектован.
Текущее состояние
По состоянию на 2008 год поезд-пылесос располагается в депо « Московское ». С него демонтировали все оборудование и в итоге сделали из вагонов бытовки. Однако, кузова вагонов не подверглись изменениям: краска и надписи, свидетельствующие о принадлежности к специальному составу, сохранились.
…