Поезд новоафонской пещеры
Железная дорога в
Новоафонской пещере
— открыта 4 июля 1975 года в составе туристического комплекса Новый Афон ( Республика Абхазия ). Предназначена для доставки туристов в пещеру внутри Апсарской (Иверской) горы во время курортного сезона (с мая по ноябрь, а также в рождественские праздники). Имеет длину 1,3км и 3 станции: « Входные ворота », « Зал Апсны » и « Зал Анакопия » (до 1992— «Зал Тбилиси»). Колея 914 мм.
Из-за подземного расположения эту железную дорогу иногда сравнивают с метрополитеном .
Для подвоза туристов к пещере к 1975 году была построена транспортная система— тоннель с однопутной электрифицированной железной дорогой (открыта 4 июля 1975). Работает во время курортного сезона с мая по ноябрь. Линия длиной 1291м имеет 3 пассажирские станции. Перегоны— 816 и 475м. Поезд проходит их за 3 и 2 мин со скоростью до 30 км/ч. Начальная станция «Входные ворота» эксплуатируется как посадочно-высадочная, промежуточная станция «зал Абхазия»— как высадочная, конечная станция «зал Анакопия»— как посадочная. Линия является однопутной, узкоколейной. Ширина колеи— 914мм. Депо находится перед начальной станцией— со стороны, противоположной тоннелю к пещере. Двухпутные разъезды имеются в тоннеле около начальной станции и в зале конечной станции. Есть также 2 съезда между начальной и промежуточной станциями: к служебным тоннелю и станции. Небольшой участок рельсового пути перед депо выходит наружу под навесом. Общая длина всех путей— около 2км. Напряжение в контактном рельсе составляет 300 В постоянного тока.
Начало транспортной системы новоафонской пещеры В целях безопасности пассажиров, в пределах станций контактный рельс не имеет напряжения. На этих небольших участках поезд идет на тяге от собственных аккумуляторов, в моторном вагоне.
Штатный пассажиропоток — 0,7млн человек в сезон, то есть до 2 тыс. в день. На большей части маршрута отделка тоннеля сделана из железобетонных бл оков (не метрополитеновского стандарта), часть тоннеля проложена в природной пещере. Строительство метрополитена было осуществлено в 1965—1975 годах тоннельным отрядом №9 и строительно-монтажным поездом №212 управления «Тбилтоннельстрой» под руководством Г.Джакели. Применялся буро-взрывной способ.
Подвижной состав
Интерьер вагона, 2006 год
Первоначально на пещерной железной дороге использовали состав, переоборудованный из шахтёрских вагонеток. Работающий в настоящее время электропоезд «Турист» был изготовлен по спецпроекту НИИ « Гипроуглемаш » Министерства угольной промышленности СССР на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ). Модель контактно-аккумуляторного электропоезда не имеет аналогов. В состав входят 1 моторный, 1 головной и 4 прицепных вагона. Общая вместимость электропоезда— 90 человек. В 2005 году «Турист» был капитально отремонтирован и модернизирован на московском заводе СВАРЗ . При этом трамвайный контроллер был заменён на современную транзисторную систему управления. В ходе ремонта поезд был перекрашен из жёлтого в голубой цвет.
Кабина управления находится только с одной стороны. При движении из пещеры на «Входные Ворота» машинист не имеет возможности смотреть вперёд.
Кабина головного вагона, 2008 год
…
|