Под понятием
«вагонный парк»
обычно подразумевается количество вагонов на всей сети железной дороги (метрополитена ит.п.) какого-либо подразделения (отделения дороги, станции ит.д.).
Вагонный парк, в зависимости от назначения вагонов, которые он включает, подразделяется на парк грузовых и пассажирских вагонов. Грузовой парк состоит из крытых вагонов, полувагонов, платформ, цистерн, изотермических вагонов и вагонов специального назначения. Пассажирский парк состоит из вагонов, которые используют под перевозку пассажиров: вагоны-рестораны, багажные, почтовые и вагоны специального назначения.
В разных странах отличающиеся системы управления вагонным парком. Например, на Украине вагоны пассажирского и грузового парков разделены между железными дорогами в централизованном порядке. К каждой железной дороге, в зависимости от объема работ, приписывается определенное количество вагонов, которые составляют
инвентарный парк
. Количественно этот парк изменяется после приписывания новых вагонов, исключения старых из инвентаря по техническому состоянию или впоследствии их передачи другим организациям или железным дорогам. Пассажирские вагоны, поскольку они обращаются в определенных направлениях, приписывают не только к определенной железной дороге, но и к определенным вагонным депо. Инвентарный (приписной) парк вагонов не характеризует наявный парк вагонов на железной дороге, поэтому, существует определение— наявный парк вагонов.
Наявный парк вагонов
— все вагоны, которые фактически находятся в её пределах на конец отчетного дня, независимо от того, к какой железной дороге они приписаны. Наявный парк подразделяется на рабочий и нерабочий.
Рабочий парк
состоит из вагонов, которые находятся в поездах, под грузовыми операциями или в ожидании их, а также на путях сортировочных парков. К
нерабочему парку
грузовых вагонов принадлежат вагоны, которые непосредственно не заняты под перевозкой грузов (исправные вагоны состоящие в резерве; находящиеся в ремонте или в его ожидании; выделенные для хозяйственных перевозок и специальных нужд железной дороги).
Рабочий парк пассажирских вагонов состоит из вагонов, которые предназначены для перевозки пассажиров. К ним относят почтовые, багажные вагоны и вагоны-рестораны, а также исправные вагоны, которые находятся в резерве. Нерабочий парк пассажирских вагонов состоит из пассажирских вагонов, которые используют для технических нужд железной дороги, и тех, которые находятся в ремонте, или в его ожидании.
…