Пригородный поезд Буй - Вологда
Пригородный поезд
— железнодорожный состав для выполнения пригородных перевозок по железной дороге . Как правило, пригородный поезд останавливается на всех остановочных пунктах на маршруте, имеющих пассажирскую платформу . Длина маршрута пригородного поезда, как правило, не превышает 200 км в одну сторону. Посредством согласований пригородные поезда выполняют роль «сетеобразующего» транспорта, позволяющего с гарантированными пересадками переехать от пункта А в пункт Б.
Развитие пригородных перевозок
В СССР/России
Пригородным сообщением охвачено большинство районов стран бывшего СССР , особенно России , Украины и Белоруссии .
По-сути, первые поезда были именно пригородными, поскольку следовали на небольшие расстояния и часто останавливались - вследствие малой мощности первых паровых двигателей, применяющихся тогда на паровозах не было смысла ради увеличения средней скорости уменьшать количество остановок. С внедрением двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей пригородные перевозки выделились в отдельную категорию и стали нести на себе социальную функцию. Первыми специально организованными как пригородные были поезда линий Оранэла и Баку - Сабунчи .
За проезд в пригородном поезде достаточно интенсивной пригородной линии установлен пригородный тариф, являющийся единым внутри железной дороги. Как правило, он ниже, чем проезд на аналогичное расстояние в поезде дальнего следования и в автобусе. Тарификация в пригородном сообщении на достаточно интенсивных пригородных линиях может быть зонной и покилометровой, и, как правило, она не зависит от направления поездки. На неинтенсивных пригородных линиях применяется общий тариф (тариф проезда в общем или межобластном вагоне пассажирского поезда дальнего следования)- для проезда на таких пригородных линиях установлены билеты особенных видов.
Настоящий бум на пригородные перевозки в СССР начался в 1980-е гг. XX века . Несмотря на кризис 1990-х гг. XX века и начала XXI века , пригородные поезда продолжают курсировать, выполняя те же функции, что и в прошлые времена. Сдерживает рост количество пригородных рейсов их убыточность: вследствие большого количества пассажиров льготных категорий, систематический безбилетный проезд отдельных граждан, а также низкий тариф окупаемость пригородных ЖД-перевозок составляет 7-12% от эксплуатационных затрат . С 2006 года в связи с изменением системы контроля оплаты проезда и установкой турникетов на многих платформах, количество безбилетных пассажиров резко сократилось. Несмотря на это, тарифы на перевозки возросли.
В классическом варианте пригородный поезд имеет номер 6001-6999. Существуют также скорые пригородные поезда (номера 7001-7999). На территории Российской Федерации первым скорым пригородным поездом стал поезд 7009/7010 «Калина красная» сообщением Барнаул — Бийск .
В мире
При большинстве крупных городов мира также имеется пригородное сообщение железных дорог. Оно обычно является пригородными маршрутами национальных железных дорог. Также в Германии, Индии, Японии, Австралии и ряде других стран системы S-Bahn (cityrail) выходят в пригороды, хотя преимущественно обслуживают жителей городов.
В Северной Америке пассажирский железнодорожный транспорт вообще и пригородное сообщение в частности пришли в упадок после Второй мировой войны, но с 1980-х годов наблюдается рост популярности этого вида транспорта. По состоянию на 2010 год в США действует более двадцати систем пригородного железнодорожного транспорта, известных в этой стране как англ. commuter rail (от слова англ. commuting — маятниковая миграция ).
Подвижной состав пригородных перевозок
В качестве подвижного состава под пригородные перевозки могут использоваться:
-
электропоезда — состоящие из головных, моторных и прицепных секций. Поезд содержит 2 головные секции, из которых происходит управление составом. Между ними заключены моторные (влияющими на сцепной вес поезда) и прицепные секции. Количество моторных секций не должно быть меньше, чем количество головных и прицепных секций вместе взятых. Исходя из этого, минимальное количество вагонов в пригородном электропоезде может быть 4. Наибольшее количество вагонов в электропоезде по его технической характеристике - 12;
-
дизель-поезда — состоящие из головных (они же - моторные) и прицепных вагонов. По технической характеристике составность дизельпоезда может составлять от 4 до 6 вагонов, однако, в последнее время часто можно видеть трехвагонные дизель-поезда (причем, зачастую на одном моторном вагоне- второй головной вагон имеет лишь кабину дистанционного управления). Также по схеме дизель-поезда могут работать некоторые автомотрисы с прицепными секциями;
-
рельсовые автобусы — автомотрисы, предназначенные для обслуживания скоростных маршрутов и участков с малым пассажиропотоком. Могут состоять из 1-3 секций. Электро-, дизель-поезда и рельсовые автобусы относятся к моторвагонному подвижному составу, преимуществами которого является улучшенная кинематика состава (быстрый разгон и торможение), небольшое время "разворота" поезда (особенно у рельсового автобуса) и пр.;
- составы с вагонами ЦМВ — отличаются, как правило, малой составностью (1-5 вагонов), а также отсутствием брони на места в вагоне. Обычно используются бывшие общие вагоны пассажирских поездов или бывшие межобластные вагоны с местами 3 класса. Встречаются в отдаленных районах, в которых затруднена подача моторвагонного подвижного состава; также могут применяться на линиях с очень низким пассажиропотоком (так как минимальная длина электро- или дизельпоезда составляет 4 вагона, а в данном составе может быть и 2, или даже 1 вагон. Также могут применяться на электрифицированных линиях с разными родами тока, где обычные электропоезда запустить невозможно (типичный пример - поезд Знаменка (переменный ток) - Пятихатки-Пасс (постоянный ток).
Из вагонов ЦМВ могут также состоять "местные" пассажирские поезда (с номерами 601-699), которые в определенных ситуациях могут выполнять функции пригородного поезда, останавливаясь на остановках без билетных касс. В районах с малой плотностью населения могут курсировать грузопассажирские поезда (номера - 901-949), которые так же принадлежат к рельсовому транспорту. Кроме того, в случае отсутствия пассажирского ЖД-сообщения на линии, провоз пассажиров возможен в хозяйственных поездах и в поездах из порожних пассажирских вагонов. Они могут выполнять роль пригородных поездов при отсутствии таковых.
Моторвагонный подвижной состав может использоваться под пригородные поезда повышенной комфортности, а также пригородные экспрессы.
…
|