Первая «Кукушка»— поезд местного сообщения на линии Петергоф - Ораниенбаум , 1864г.
Куку́шка
— короткий, от одного до нескольких вагонов , пассажирский или товарно-пассажирский (грузо-пассажирский) поезд местного сообщения . Курсирует не на магистральных линиях, а на разного рода дополнительных, мало загруженных железнодорожных ветках.
Кроме того, «Кукушками» называют небольшие по размеру танк-паровозы стандартной русской колеи (5 футов) или любые паровозы— тендерные и танки— узкоколейных железных дорог .
Еще одним значением слова «Кукушка» на русских железных дорогах является прозвище быстроходного пассажирского паровоза серии К . Паровозы серии К строились с 1907 по 1912гг. и в 1910г. были перепроектированы. Новый вариант 1910г. получил в дополнение к литере «К» надстрочный индекс «У»— К У , что означало «Коломенский усиленный» . Вероятно, локомотивы именно этого, нового, типа стали называться в обиходе «Кукушками» ( Ку -кушка).
Происхождение названия
Название «Кукушка» появилось, видимо, из-за схожести звучания паровоза или местного поезда со звуками, издаваемыми кукующей птицей . Танк-паровозы обычной колеи и узкоколейные паровозы обладали слабым свистком, и подаваемые ими сигналы более походили на «кукование», нежели на стандартное паровозное «ту—ту». То же самое можно сказать о звуках приближающегося поезда, ведомого малосильным паровозом.
«Кукушка»— паровоз «Краусс» на Софринской узкоколейной дороге, 1920-е гг.
Впервые термин зафиксирован в 1864 г., когда открылось пассажирское движение на участке Петергоф - Ораниенбаум нынешней Октябрьской железной дороги . Дачная местность между этими городками была густо заселена, но шедший из Санкт-Петербурга поезд не мог останавливаться на каждой из 4-х платформ , расположенных на линии. Правление дороги вышло из положения, организовав доставку прибывших на станцию Старый Петергоф дачников местным поездом, состоявшим из танк-паровоза и одного двухэтажного вагона. Поезд ходил только в дачный сезон, считался нештатным и обслуживался такой же нештатной паровозной бригадой. Билетёрами и кондукторами служили студенты, как водится, желавшие летом «подработать». Нештатный машинист позволял себе вольности: остановливался в пути «по требованию», изготовил из мочала кнут, которым хлестал паровоз, крича: «Но, поехали!»,— и свистел « Ку-ку » . По этому свисту дачная публика окрестила поезд «Кукушкой».
Галерея
-
Первая «Кукушка» на станции Ораниенбаум
-
-
Современная узкоколейная «Кукушка» с тепловозом ТУ2
-
Современная узкоколейная «Кукушка» с тепловозом ТУ4
-
Современная «Кукушка» нормальной колеи с тепловозом ТЭП10
-
Часто короткосоставные пассажирские поезда водят только одной секцией тепловоза 2ТЭ10У
-
Узкоколейные паровозы «Кукушки» в Переславском железнодорожном музее
-
Паровоз «Кукушка» нормальной колеи — танк-паровоз серии Ь (
ерь
)
-
«Кукушка» — паровоз серии
К
У
…
|