Буфер
(
Buffer
, от
Buff
— смягчать) — ударный прибор, служащий для поглощения (амортизации) продольных ударных и сжимающих усилий, возникающих в составе при движении поезда и при маневровой работе . Конструктивно состоит из цилиндрического корпуса, внутри которого расположен амортизатор, и скользящий внутри корпуса шток с тарелью. На подвижном составе оборудованном винтовой упряжью является основным ударно-тяговым прибором . На вагонах и локомотивах устанавливается на торцевом брусе, который из-за этого называется буферным (название сохранилось и по настоящее время). Также довольно часто буферы устанавливаются на тупиковых упорах .
Буфер с резиновым амортизатором
Ранние буферы представляли собой обычные деревянные бруски, которые жёстко крепились на раме вагона. Такие неподвижные устройства довольно скоро были заменены подвижными. Наибольшее распространение получили буферы, у которых в качестве амортизаторов служила спиральная (витая) пружина. Также существуют буферы, у которых амортизатором является резиновый элемент или даже сжатый воздух (пневматический амортизатор). Помимо типа амортизаторов, буферы различают и по самой конструкции. Наибольшее распространение получили тарельчатые буферы, у которых тарели (могут быть как круглыми, так и прямоугольными) заметно превышают размерами сам корпус буфера. Такие буферы могут крепиться как по центру, так и по краям бруса. Также получили некоторое распространение так называемые плунжерные буферы , у которых штоки двух установленных на одном брусе буферов соединены посредством центральной листовой рессоры, которая в свою очередь работает также по принципу рычага. Такие буферы в основном используются в сцепке паровоза с тендером .
Современный пассажирский вагон , оборудованный буферами
Основной недостаток буферов — их высокая потенциальная опасность для железнодорожников—сцепщиков, особенно при применении винтовой упряжи . Раздавливание между буферов сцепляемых вагонов являлось одной из основных причин смертельного травматизма на железнодорожном транспорте. В знаменитом романе Льва Толстого « Анна Каренина » в эпизоде на вокзале есть сцена, где один из железнодорожников погибает, будучи раздавлен между буферов. При переводе подвижного состава на автосцепку , где продольные усилия и удары гасятся поглощающим аппаратом , необходимость в буферах отпадает. Так в Советском Союзе, в связи с полным переходом на автосцепку (СА-3), начиная с 1957 года локомотивы и большинство вагонов стали проектировать без учёта установки буферов. Тем не менее буферы ещё применяются на пассажирском подвижном составе, так как позволят гасить поперечные колебания вагонов относительно друг друга.
Интересный факт
-
Существует давняя традиция, когда локомотив, перед тем как взять с места тяжёлый состав, поначалу сдаёт немного назад. Эта традиция берёт начало от времён применения паровозов и винтовой упряжи, когда таким образом сжимаются буферы и ослабляется сцепка между вагонами. Таким образом паровоз в первый момент трогания тянет не весь состав, а лишь несколько вагонов, тем самым значительно снижая риск возникновения боксования . Такая традиция сохранилась и с переходом на автосцепку , хотя уже и не так актуальна.
…
|