ET40
— грузовой двухсекционный электровоз постоянного тока, строившийся с в Чехословакии на заводе Шкода в городе Пльзень специально для экспорта в Польскую Народную Республику на Польские государственные железные дороги (PKP).
В Польше эти электровозы эксплуатировались с угольными маршрутами на Угольной магистрали ( польск. Magistrala węglowa ) между месторождениями угля в Верхней Силезии и портовым городом Гдыня .
В 1960-х и 1970-х годах железнодорожные перевозки в Польше увеличивались. Особенно большой их рост пришёлся на линию, соединяющую Верхне-Силезский угольный бассейн и портами на Балтийском море . В начале 1970-х основная железнодорожная магистраль, ведущая в этом направлении— угольная магистраль, электрифицируется на постоянном токе (3 кВ). Для обслуживания электрифицированной линии потребовались сравнительно мощные грузовые электровозы способные везти тяжёлые грузовые поезда .
После переговоров заказ на партию из 60 таких локомотивов разместили в Чехословакии на заводе Шкода. Их конструкция была основана на конструкции электровоза EU05, который поставлялся в страны социалистического лагеря как пассажирский (в СССР этот электровоз получил обозначение серии ЧС3 ).
Электровоз объединили в две секции, ликвидировали вторые кабины, внесли другие изменения в конструкцию.
С 2007 года электровозы ET40 были переданы в локомотивное депо Быдгощ , однако несколько машин ещё с 2000 года эксплуатируются на линии Вроцлав — Еленя-Гура , заменив там устаревшие электровозы ET21 .
Основные отличия электровоза ET40 от предшественника связаны с изменением цепей управления, силовой схемы, тяговой передаче и системе охлаждения. Каждая из секций локомотива имеет кабину машиниста на одном конце и тамбур для прохода в соседнюю секцию на другом конце.
Под каждой секцией две двухосные тележки . Все колёсные пары электровоза имеют индивидуальный тяговый привод через карданный вал . Передаточное отношение— 84:27. Тяговые электродвигатели 7AL-484ZT длительной мощностью 510 кВт подвешены на тележке.
Вход в электровоз осуществляется непосредственно через кабину машиниста, как с левой, так и с правой стороны. Кабины машиниста отапливаются электрокалориферами. В кабинах имеются бытовые холодильники для хранения продуктов. Дворники стёкол имеют электропривод. На задней стенке кабины машиниста шкаф для верхней одежды членов локомотивной бригады, а также дверца, открывающая доступ к клеммным рейкам. Из кабины машиниста ведут две двери— одна в проходной коридор, вторая идёт непосредственно в высоковольтную камеру.
Общая длина электровоза 34420мм, диаметр колёсных пар при среднеизношенных бандажах— 1250мм.
Электровоз оснащён электропневматическими догружателями передних по ходу движения колёсных пар.
Система торможения— автоматический тормоз Эрликон и прямодействующий.
Электровозы с 01 по 30 имели один токоприёмник на секцию, а с 31 по 60 по два.
Тяговые двигатели на сериесном соединии имели напряжение на клеммах по 1500 вольт. Двигатели одной тележки охлаждаются одним мотор-вентилятором. В каждой секции установлен один воздушный компрессор кратковременно-повторного действия с производительностью 140 кубометров в час.
У польских железнодорожников электровоз получил прозвища «Бомбовоз» или «Бомба».
ET40
| |
Электровоз ET40-35 на PKP (станция Ласковице )
|
Основные данные
|
---|
Годы постройки |
1975 - 1978
|
---|
Страна постройки |
ЧССР
|
---|
Заводы |
Škoda
|
---|
Всего построено |
60
|
---|
Страны эксплуатации |
Польша
|
---|
Осевая формула
|
2(2
О
-2
О
)
|
---|
Технические данные
|
---|
Род тока и напряжение в контактной сети
|
постоянный, 3 кВ
|
---|
Конструкционная скорость |
100 км/ч
|
---|
Часовая мощность ТЭД
|
8*585 кВт
|
---|
Длительная мощность ТЭД
|
8*510 кВт
|
---|
|
|