Тепловоз ТГМ3
— серийный советский маневровый тепловоз с гидропередачей.
История
После передачи выпуска тепловозов ТГМ2 на Людиновский тепловозостроительный завод проект тепловоза подвергся значительной переработке и после постройки трёх ТГМ2 завод перешёл на выпуск новой серии, получившей наименование ТГМ3. Первые пять тепловозов ТГМ3 были выпущены заводом в 1959 году .
С 1961 года параллельно выпуску основной серии был налажен выпуск модификации под названием ТГМ3А , основным отличием которой было использование гидропередачи Калужского машиностроительного завода вместо гидропередачи Ворошиловградского завода, использующейся на тепловозах ТГМ3. Ранее эта передача использовалась на магистральных тепловозах ТГ102 рк .
С 1966 года был строилась ещё одна модификация серии— ТГМ3Б, отличавшаяся использованием гидропередачи без гидромуфт.
Также в процессе выпуска были построены два опытных тепловоза— ТГМ3 М (модификация ТГМ3 с другим гидротрансформатором и рядом прочих изменений) и ТГМ3 О (другое наименование— ТГС, тепловоз с гидростатической передачей).
Всего за период с 1959 по 1977годы было выпущено немногим менее 4 тысяч локомотивов ТГМ3 и его модификаций. 1200 из них работало на железных дорогах МПС . 75 тепловозов ушли на экспорт в Болгарию , Иран , Турцию , Египет и КНР .
В Польше по советской документации с 1963 по 1966 год выпускалась своя версия тепловоза, обозначавшаяся SM15 .
Конструкция
Кузов и двухосные тележки были разработаны специально для этой серии тепловозов. Часть элементов конструкции тележки были уже опробованы на тепловозах ТЭ3 .
Электрическая схема цепей управления предусматривала возможность работы по системе многих единиц.
Дизель— М751. Общая схема передачи аналогична тепловозу ТГМ2 . На опытных ТГМ3 М , а также на ряде последующих серийных ТГМ3, применялся дизель М753 без оборудования для воздушного пуска. На нескольких тепловозах серии ТГМ3А устанавливались дизели М773 с газотурбинным наддувом. При ремонте тепловозов некоторые предприятия устанавливали на них дизель 1Д12-400 мощность 400 л.с., использовавшийся на тепловозах серии ТГМ1 .
На опытном ТГМ3Б-2000 было использовано пневмоподвешивание вместо рессорного.
Технические характеристики
- Максимальная скорость при транспортировке— 90 км/ч
- Максимальная скорость поездного режима— 60 км/ч (62 км/ч для ТГМ3А, 55 км/ч для ТГМ3Б)
- Максимальная скорость маневрового режима— 30 км/ч (27 км/ч для ТГМ3Б)
- Сцепная масса— 68 т
ТГМ3
|
ТГМ3-021 в музее Варшавского вокзала
|
Основные данные
|
---|
Годы постройки |
1959 - 1967
|
---|
Страна постройки |
СССР
|
---|
Завод
| Людиновский
|
---|
Страна эксплуатации
| СССР
|
---|
Ширина колеи
|
1520 мм
|
---|
Осевая формула
|
2
О
-2
О
|
---|
Технические данные
|
---|
Конструкционная скорость |
60 км/ч
|
---|
Мощность двигателя
|
дизельный
|
---|
Тип передачи |
гидромеханическая
|
---|
|
|