Паровоз Щ
(в просторечии «щука»)— паровоз типа 1-4-0 выпускавшийся в Российской империи и советской России 1906 по 1918 год .
История проекта
В 1905 году на железных дорогах Российской империи вследствие русско-японской войны появилась потребность в более мощных паровозах, чем паровозы нормального типа серии О. В этот период на казённых железных дорогах проводилась массовая замена износившихся рельсов и рельсов лёгких типов более тяжёлыми. В связи с вышеназванными обстоятельствами целесообразно было строить более мощные и тяжёлые паровозы. В 1905 году министр путей сообщения К.С.Немешаев поручил профессору Н.Л.Щукину дать предложение о новом типе товарного паровоза для казённых железных дорог.
Несмотря на то, что на дорогах Европы уже работали паровозы типа 0-5-0 профессор Н.Л.Щукин решил ограничиться типом 1-4-0, взяв за основу паровоз серии Ш Китайско-Восточной железной дороги . С целью накопления опыта работы этих паровозов на казённых железных дорогах 10 паровозов были направлены на Екатерининскую железную дорогу .
Техническое бюро Харьковского паровозостроительного завода под руководством инженера А.С.Раевского в 1906 году спроектировало паровоз с двухцилиндровой машиной компаунд типа 1-4-0. В том же году Харьковский завод построил один паровоз (он получил обозначение Ю х 3501). Паровоз был направлен на Екатерининскую дорогу.
В 1912 году паровозы этого проекта получили обозначение серии Щ по фамилии профессора Н.Л.Щукина.
Выпуск паровозов
Всего с 1906 по 1918 год было построено 1910 паровозов этой серии. Все заводы входившие в Русское паровозостроительное общество строили паровозы серии Щ, а в 1911 году паровозы строил также Николаевский судостроительный завод .
Распространение паровозов
Паровозы поступали на казённые железные дороги Российской империи, а также на заказавшие эти паровозы акционерные дороги: Юго-Восточные , Рязано-Уральскую , Северо-Донецкую .
Ремонт и модернизации паровозов
ремонтировались многими паровозоремонтными заводами, в частности Изюмским заводом .
Судьба паровозов
Паровозы серии Щ и их разновидности работали на многих грузонапряжённых линиях в начале XX века ( Попасная - Купянск , Ростов - Иловайск , Мариуполь - Волноваха - Донецк - Авдеевка - Чаплино - Синельниково - Екатеринослав - Пятихатки , Мушкетово - Ясиноватая -Авдеевка, Киев - Коростень - Сарны , Киев- Жмеринка - Одесса , Фастов - Знаменка , Полтава - Лозовая , Белгород - Курск , Белгород- Харьков , Белгород-Купянск, Ковель - Люблин - Ивангород , Москва -Курск, Обухово - Вятка , Вятка- Екатеринбург ) вплоть до прихода им на замену более мощных и совершенных паровозов серий Е и Э .
Паровозы серии Щ принимали участие в работе на малодеятельных линиях до начала 1950-х годов, затем были отставлены в запас МПС. С конца 1950-х началось их массовое списание из инвентаря, последние паровозы были списаны в 1961 году . Но, по некоторым данным, встречались вплоть до 80х годов во вспомогательной работе.
Щ
| |
|
Основные данные
|
---|
Главный конструктор |
Н.Л.Щукин
|
---|
Осевая формула
|
1-4-0
|
---|
Годы постройки |
1906 — 1918
|
---|
Страна постройки |
Россия
|
---|
Завод |
Харьковский , Брянский , Луганский , Невский , Путиловский , Сормовский , Коломенский
|
---|
Всего построено |
1910
|
---|
Страна эксплуатации |
Россия ( СССР ), Польша
|
---|
Ширина колеи
|
1524 мм
|
---|
Технические данные
|
---|
Длина локомотива |
11701—11753мм
|
---|
Рабочая масса паровоза |
77,3—78,3т
|
---|
Масса порожнего паровоза |
69,0—71,2т
|
---|
Сцепная масса
|
64,2—64,7т
|
---|
Нагрузка от движущих осей на рельсы
|
16 тс
|
---|
Конструкционная скорость |
75 км/ч
|
---|
Мощность
|
620л.с.
|
---|
Диаметр движущих колёс
|
1300 мм
|
---|
Диаметр бегунковых колёс
|
930 мм
|
---|
Давление пара в котле
|
12—14кгс/см²
|
---|
Испаряющая поверхность нагрева котла
|
168,9—176,7, 206,1м²
|
---|
Число дымогарных труб
|
272, 176
|
---|
Тип пароперегревателя
|
двухоборотный
|
---|
Поверхность нагрева пароперегревателя
|
40,9—59м²
|
---|
Число жаровых труб
|
24—27
|
---|
Площадь колосниковой решётки
|
2,8 м²
|
---|
Диаметр цилиндров
|
510/765, 590, 540/765мм
|
---|
Ход поршня
|
700 мм
|
---|
|
|