Паровоз Pm36
( польск. P ośpieszny — скоростной, m — тип 2-3-1 , разработан в 19 36 году ; прозвище — Елена Прекрасная ( Piękna Helena )) — польский пассажирский скоростной паровоз , выпущенный в 1937 году . Лауреат золотой медали на Всемирной выставке в Париже .
История
В августе 1936 года на завод Fablok из Министерства транспорта поступил заказ на 2 пассажирских скоростных паровоза, при этом чтоб на одном из них был установлен обтекаемый капот. Это было необходимо для проведения сравнительных испытаний двух паровозов с одинаковыми параметрами на высоких скоростях и тем самым получить данные о влиянии аэродинамического сопротивления . Руководил проектированием ведущий польский конструктор Казимир Зембрзуски (Kazimierz Zembrzuski). К концу лета проект паровоза, которому присвоили обозначение Pm36, был готов. 1 сентября на заводе началось строительство 2 паровозов по указанному проекту и в 1937 году , на следующий день после Пасхи , оба паровоза были построены. Оба паровоза были почти одинаковыми по конструкции. Отличие заключалось в том, что на паровозе Pm36-1 был установлен обтекаемый капот, из-за чего он получился на 3 тонны тяжелее, чем Pm36-2. Спустя короткое время, Pm36-1 вместе с одним из паровозов Pt31 был отправлен на Всемирную выставку в Париж . На этой выставке Pm36 был удостоен Золотой медали, что свидетельствовало о том, что польское паровозостроение по качеству уже сумело достичь общемирового уровня .
Pm36-1 перед отправкой на Всемирную выставку
После паровозы Pm36 были направлены на Варшавский железнодорожный узел , где обслуживали скорые поезда вплоть до 1942 года , то есть и в период немецкой оккупации . После паровоз Pm36-2 был переведён в Германию для сравнения со скоростными немецкими паровозами. Паровоз Pm36-1, у которого к тому времени уже был снят обтекаемый капот, в Германию не попал, так как во время одного из рейсов из Варшавы в Лодзь у него в котле сработали плавкие предохранительные пробки (защита от перегрева и возможного взрыва котла ), из-за чего был отставлен от эксплуатации. Согласно польским данным, паровоз был впоследствии распилен немцами на металлолом . Однако согласно немецким источниками, паровоз на самом деле был захвачен в 1944 году наступающими советскими войсками, на что указывают и советские источники. Согласно им, паровоз получил полное обозначение 18601 и поступил на железные дороги Белорусской ССР , где эксплуатировался до первой половины 1950-х. Примечательно, что в то время на территории Белорусской ССР ещё оставалось несколько паровозов серии ИС (немцы их было захватили в качестве трофеев в 1941 году , но при отступлении были вынуждены оставить). В 1937 году один из представителей этой серии (ИС20-241) также был представлен на Всемирной выставке и также завоевал золотую медаль, а заодно и Гран-при, тем самым немного обойдя Pm36. Сам Pm36-1 наиболее вероятно к концу 1950-х был разрезан на металлолом.
Несколько другая судьба была у второго паровоза серии. После войны Pm36-2 вернулся в Польшу и эксплуатировался в локомотивном депо Познани . В основном он выполнял второстепенную работу, так как в то время на этом направлении не требовались паровозы рассчитанные на скорости 120км/ч. В 1965 году паровоз был снят с эксплуатации и передан в музей в Варшаве. В 1990-х было решено вернуть его в работу для обслуживания ретро-поездов. В 1995 году паровозу был проведён соответствующий ремонт, после чего он поступил в локомотивное депо Вольштын . В мае 1999 года, в честь 80-летия завода Fablok, паровоз Pm36-2 провёл фирменный поезд по маршруту Хшанув — Тшебиня — Хшанув . В 2003 году была проведена экспериментальная поездка, в которой паровоз, рассчитанный на скорость 120км/ч, достиг скорости в 130км/ч.
Pm36
| |
Паровоз Pm36-2
|
Основные данные
|
---|
Осевая формула
|
2-3-1
|
---|
Год постройки |
1937
|
---|
Страна постройки |
Польша
|
---|
Завод |
Fablok
|
---|
Всего построено |
2
|
---|
Ширина колеи
|
1435 мм , 1524 мм
|
---|
Технические данные
|
---|
Длина локомотива |
14 843 мм
|
---|
Рабочая масса паровоза |
95,4 т (№ 1)
92,7 т (№ 2)
|
---|
Масса порожнего паровоза |
87 т (№ 1)
84,3 т (№ 2)
|
---|
Конструкционная скорость |
140 км/ч (№ 1)
130 км/ч (№ 2)
|
---|
Мощность
|
1325 кВт
|
---|
Cила тяги
|
106 кН
|
---|
Диаметр движущих колёс
|
2000 мм
|
---|
Давление пара в котле
|
18 атм
|
---|
Испаряющая поверхность нагрева котла
|
198 м²
|
---|
Тип пароперегревателя
|
71 м²
|
---|
Площадь колосниковой решётки
|
3,9 м²
|
---|
Число цилиндров
|
2
|
---|
Диаметр цилиндров
|
530 мм
|
---|
Ход поршня
|
700 мм
|
---|
|
|