Электрово́з ВЛ11
— советский грузовой магистральный электровоз постоянного тока , выпускавшийся с 1975 года .
История
В начале 1970-х годов по заказу МПС СССР велись работы по созданию нового грузового электровоза на базе ВЛ10 , но большей мощности. Первоначально делались попытки приспособить двухсекционный ВЛ10 под работу тремя секциями, а также были построены два опытных, также двухсекционных, электровоза ВЛ12 с новыми ТЭД . Однако в результате на Тбилисском электровозостроительном заводе (ТЭВЗ) был создан новый электровоз ВЛ11 , секции которого могли работать по системе многих единиц.
Электровоз ВЛ11-001 был построен в 1975 году и поступил для испытаний на Сурамский перевал Закавказской железной дороги .
Всего, с 1975 года до начала 1990-х годов было построено 1297 электровоза серий: ВЛ11 — 574 шт. ВЛ11 8 — 259 шт. вместе с ВЛ11 У 8 , отличались изменёнными электрическими схемами, не могли работать совместно с серией ВЛ11 ВЛ11 У 8 — сцепной вес увеличен со 184 т до 200 т за счёт балласта ВЛ11 М — 464 шт., модернизированные, выпускались с 1986 года
По состоянию на 2007—2008 гг. электровозы семейства ВЛ11 работают на многих железных дорогах бывшего СССР. На Украине они служат на Приднепровской, Южной и Львовской ж.д. На участке Лавочне - Воловец в Карпатах Львовской ж.д. используется кратная тяга - часто 3 электровоза тянут состав и 1 используется как локомотив-толкач . На железных дорогах Грузии электровозы этой серии работают также с пассажирскими поездами (ВЛ11-279, ВЛ11-312, ВЛ11.8-779 и другие).
Конструкция
Контроллер машиниста ВЛ11-543
Машинное отделение ВЛ11
8
-738
ВЛ11
М
-210 с грузовым поездом, Омская область, Транссиб
По сравнению с ВЛ10
на электровозе ВЛ11 были сохранены тележки, тяговые электродвигатели, вспомогательные машины, токоприёмники и контакторы. Кузов был несколько изменён в связи с установкой межсекционных соединений (появились клеммные ящики по бокам передней автосцепки секции) и изменением компоновки электроаппаратуры. Значительным изменениям подверглись цепи управления и силовые цепи.
При положении реверсивной рукоятки «М»
(моторный режим) переводом главной рукоятки контроллера машиниста ТЭД каждой секции могут соединяться четыре последовательно (последовательно-параллельное или сериес-параллельное соединение, СП ) или параллельно (два по два). Предусмотрена возможность последовательного соединения всех электродвигателей как двух, так и трёх секций электровоза (маневровое сериесное соединение, положение реверсивной рукоятки «СМ»), но переход с этого соединения на другие возможен только с разрывом силовой цепи, это главный недостаток ВЛ11, устранённый на ВЛ11 М . Возможен режим рекуперативного торможения .
Тяговые параметры
, масса, конструктивная скорость двухсекционного электровоза ВЛ11 аналогичны электровозу ВЛ10. Но из-за отсутствия сериесного соединения трогание электровоза осложнено, ток достигает больших величин, из-за чего увеличивается вероятность боксования и пережога контактного провода. В связи с этим на некоторых железных дорогах приказано трогаться в режиме «МС», а после трогания сбрасывать контроллер в нулевое положение, переводить реверсивную рукоятку в «М» и продолжать движение на СП и параллельном соединениях.
В ходе выпуска
ВЛ11 в их конструкцию вносился ряд изменений, таких, как замена электродвигателей компрессора, установка оборудования САУРТ (система автоматического управления рекуперативным торможением), изменение электрических схем (ВЛ11
8
), увеличение сцепного веса (ВЛ11
У
8
) и другие. Основное отличие модернизированных электровозов серии ВЛ11
М
состоит в возможности полноценной, с переходами без сброса контроллера на ноль, работы на трёх соединениях тяговых электродвигателей независимо от числа секций.
В качестве конструктивных недостатков
всех типов ВЛ11 специалисты отмечают плохую шумоизоляцию кабины машиниста и склонность электровоза к боксованию
.
Модернизации
В локомотивном депо Беюк-Шор Азербайджанской железной дороги выполнена модернизация четырех электровозов ВЛ11 М с переделкой кабин машиниста, схемы цепей управления, силовой схемы и крышевого оборудования (подробности модернизации неизвестны). В результате этой модернизации появились четыре электровоза, получившие местное обозначение E4s (277, 333, 345,???)— четырёхосные односекционные пассажирские электровозы ( E = elektrovoz, 4 = количество осей, s = sərnişin (пассажирский)). Внешне они очень похожи на электровозы серии 4Е10 , производимые на Тбилисском электровозостроительном заводе.
ВЛ11
| |
Электровоз ВЛ11-251
|
Основные данные
|
---|
Годы постройки |
1975 - 2008 ; ВЛ11М6(М7) - 2008 - по настоящее время
|
---|
Страна постройки |
|
---|
Заводы |
ТЭВЗ
|
---|
Всего построено |
1283
|
---|
Страны эксплуатации |
СССР , Россия , Грузия , Украина
|
---|
Осевая формула
|
2, 3 или 4 секции: 2
О
-2
О
|
---|
Технические данные
|
---|
Род тока и напряжение в контактной сети
|
постоянный, 3 кВ
|
---|
Конструкционная скорость |
100 км/ч
|
---|
Часовая мощность ТЭД
|
4x650 кВт на секцию
|
---|
Скорость часового режима |
48,7 км/ч
|
---|
Длительная мощность ТЭД
|
4x560 кВт на секцию
|
---|
Скорость длительного режима |
51,2 км/ч
|
---|
|
|