Вагон типа «Б»
— модернизированная версия вагона типа «А» , выпускавшееся Мытищинским вагоностроительным заводом в период с октября 1937 по январь 1939 года.
Предпосылки создания
Основной причиной появления данного типа вагонов явилась задержка создания вагонов типа «Г» , которые предполагалось пустить на линии второй очереди Московского метрополитена . Вагоны типа «Б» являлись усовершенствованными вагонами типа «А» . Нумерация была следующей: моторные вагоны данного типа получили номера от 60 и выше, а прицепные — 1060 и выше.
Отличия от вагонов типа «А»
Вагоны типов «А» и «Б» были практически схожи, так как имели одинаковые габаритные размеры, колёсные пары , тяговые агрегаты, мотор-компрессоры, составность секций. Однако, были и различия между двумя типами вагонов. В вагонах типа «Б» была доработана система вентиляции салонов — было увеличено количество воздухозаборников с каждой стороны вагона с 16 до 20 штук, а также воздухозаборники на каждой стороне крыши вагона развернули только в одну сторону (позднее применялись воздухозаборники большего размера), что обеспечивало более равномерное распределение воздушных потоков в салоне. Также были модернизированы колёсные тележки — для увеличения их прочности, в углах рам, были установлены дополнительные косынки. Были усовершенствованы: тормозное оборудование (были применены тормозные цилиндры меньшего диаметра), системы автосцепки, центральные опоры кузова на колёсные тележки (плоские были заменены на сферические); была применена система аварийного освещения и сигнализация закрытия дверей; была установлена аккумуляторная батарея для питания цепей управления обоих вагонов секции; токоприёмники устанавливали и у прицепных вагонов секции.
Модификация «Б
м
»
По причине необходимости ввода на метрополитене реостатного торможения (электродинамическое торможение), в середине 50-х годов, была произведена соответствующая модернизация вагонов типа «Б». В результате, они получили обозначение «Б м ».
Проект по доработке электрооборудования вагонов разрабатывался командой специалистов Московского метро во главе с Г. Ф. Федоровым и конструкторским коллективом завода «Динамо» им. С. М. Кирова. В качестве базы был взят комплект электрооборудования вагонов типа «Д» , который на тот момент серийно выпускался. Для обеспечения цепей управления поездом энергией на прицепных вагонах секции устанавливали аккумуляторные батареи 56НКН-45, подзаряжавшиеся от контактного рельса . Так как тяговые электродвигатели ДМП-151, применявшиеся на вагонах типа «Б», были мало приспособлены к электрическому торможению, была применена система автоматического переключения с полного на ослабленное возбуждение. Кроме того, в то время как моторные вагоны останавливались с помощью системы реостатного торможения, прицепные использовали электропневматическое торможение.
В опытную эксплуатацию первая секция модернизированного вагона типа «Бм» поступила в 1956 году. Модернизация оставшихся вагонов «Б» производилась до 1959 года на заводе по ремонту электроподвижного состава Московского метрополитена .
Секции «Б м » обслуживали пассажиров на Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена до января 1976 года, после чего были списаны.
Выпуск вагонов
Выпускающим предприятием был Мытищинский вагоностроительный завод (ныне — « Метровагонмаш »). За 16 месяцев производства было выпущено 162 вагона данного типа.
Обслуживание линий
Первые вагоны типа «Б» поступили на линию «Сокольники» — «Центральный парк культуры и отдыха им. Горького» . Позднее, с 13 марта 1938 года, вагоны данного типа стали обслуживать участок «Курская» — «Площадь Революции» — «Киевская» , с 11 сентября 1938 года — участок «Сокол» — «Театральная» . С 1950 года вагоны типа «Б» базировались в электродепо «Измайлово» , которое обеспечивало подвижным составом Арбатско-Покровскую линию Московского метро, где и проработали до 1975 года.
Б, Б
м
| |
Данные по выпуску
|
---|
Годы постройки |
1937 — 1939
|
---|
Страна постройки |
СССР
|
---|
Завод |
Мытищинский вагоностроительный
|
---|
Вагонов построено |
162 (81 секция )
|
---|
Нумерация |
60—140, 1060—1140
|
---|
Технические данные
|
---|
Тип вагона |
Мг/ Пг
|
---|
Ширина колеи
|
1524 мм
|
---|
Род тока и напряжение |
750 В постоянного тока
|
---|
Диаметр колёс
|
900 мм
|
---|
Конструкционная скорость
|
65 км/ч
|
---|
Число вагонов в составе |
6
|
---|
Число сидящих мест |
52
|
---|
Пассажировместимость
|
262
|
---|
Длина вагона |
18 916 мм
|
---|
Ширина |
2700 мм
|
---|
Высота |
3700 мм
|
---|
Вес тары |
51,7/ 36 т
|
---|
Материал вагона |
сталь
|
---|
Выходная мощность |
4x153 кВт/ —
|
---|
Тип ТЭД
|
ДИП-151
|
---|
Ускорение при пуске |
0,65—0,7 м/с²
|
---|
Ускорение при торможении |
0,65—0,7 м/с²
|
---|
Электрическое торможение
|
Реостатное (Б
м
)
|
---|
Тормозная система
|
тормоз Вестингауза
|
---|
Эксплуатация
|
---|
В эксплуатации |
1937 — 1976
|
---|
Страна эксплуатации |
СССР
|
---|
Метрополитен |
Московский
|
---|
|
|