H2-293
— паровоз, построенный американской паровозостроительной компанией Richmond Locomotive Works для железных дорог Финляндии в 1900 году . На паровозе H2-293 10 августа 1917 года и 7 октября 1917 года В.И Ленин нелегально пересекал границу Финляндии. В настоящее время данный паровоз является одним из немногих сохранившихся паровозов этой серии, принадлежит к объектам культурного наследия .
История
Паровоз H2-293 был построен в 1900 году американской паровозостроительной компанией Richmond Locomotive Works . В 1913 году он был приобретен Управлением Финляндских железных дорог, машинистом являлся Г.Э.Ялава .
9 августа 1917 года машинист паровоза H2-293 Г. Ялава, следовавший с поездом №71, на ст. Удельная взял под видом кочегара в паровозную будку В.И.Ленина, скрывавшегося от Временного правительства. Миновав пограничный контроль на ст. Белоостров , Ленин покинул паровоз на ст. Териоки (ныне ст. Зеленогорск ).
7 октября 1917 года на этом же паровозе при содействии Ялавы Ленин вернулся из Финляндии в Петербург.
В начале 1918 года машинистом паровоза стал Николай Рыбкин, в апреле 1918 года маневровый паровоз врезался в бок 293-го, в аварии разбило левую паровую машину, слетела труба и песочница.
В марте 1920 года паровоз разыскал машинист Вольдемар Виролайнен . В восстановлении паровоза также принимали участие машинисты Рикконен, Сикандр, Ханненен. С 1 мая 1920 года паровоз водил пригородные поезда, Виролайнен работал на нем в течение года .
В 1924 году вместе с другим имуществом паровоз был передан Финляндской железной дороге.
В 1947 году Виролайнен установил, что паровоз H2-293 приписан к депо Тампере , водит пригородные поезда. В Финляндии паровоз частично модернизировали, поставив, в частности, пароперегреватель . В 1957 году правительство Советского Союза поручило Виролайнену разыскать паровоз в Финляндии. После переговоров правительством Финляндии было принято решение о передаче паровоза Советскому Союзу .
13 июня 1957 года в Хельсинки состоялась церемония передачи 293-го советской правительственной делегации, спустя четыре дня финская локомотивная бригада ( машинист Т. Солио, помощник машиниста X. Яяккола) привела его на пограничную станцию Вайниккала . Локомотив приняла советская паровозная бригада локомотивного депо Выборг (машинист В. Тепляков, помощник машиниста В. Сериков). 20 июня ст. машинист Адольф Данилович Линдстрем привел его в Ленинград .
Паровоз-памятник
После возвращения в Советский Союз паровоз более не эксплуатировался. Паровоз был установлен как памятник в сквере на углу Нейшлотского переулка и Лесного проспекта , где простоял около пяти месяцев. 22 апреля 1961 года (в 91-ю годовщину со дня рождения В.И.Ленина), исторический паровоз был установлен у одной из платформ Финляндского вокзала города Ленинграда , ныне Санкт-Петербурга. К 1964 году , для паровоза был построен стеклянный павильон по проекту архитекторов П.А.Ашастина и Е.В.Лохановой ( Ленметрострой ). 4 ноября 1964 года в 8 часов 40 минут паровоз H2-293 был установлен на вечную стоянку .
H2
| |
Паровоз H2-293
|
Основные данные
|
---|
Осевая формула
|
2-3-0
|
---|
Год постройки |
1900
|
---|
Страна постройки |
США
|
---|
Завод |
Richmond
|
---|
Страна эксплуатации |
Российская империя
,
РСФСР
,
Финляндия
|
---|
Ширина колеи
|
1524 мм
|
---|
Технические данные
|
---|
Рабочая масса паровоза |
44,5 т
|
---|
Сцепная масса
|
31,5 т
|
---|
Конструкционная скорость |
80 км/ч
|
---|
Диаметр движущих колёс
|
1575мм
|
---|
Диаметр бегунковых колёс
|
1050 мм
|
---|
Давление пара в котле
|
12 атм
|
---|
Испаряющая поверхность нагрева котла
|
87,8 м²
|
---|
Площадь колосниковой решётки
|
1,41 м²
|
---|
Паровая машина
|
простая
|
---|
Число цилиндров
|
2
|
---|
Диаметр цилиндров
|
406 мм
|
---|
Ход поршня
|
610 мм
|
---|
|
|