![null](http://rail-transport.at.ua/_ph/1/2/978744774.jpg)
60163
Tornado
— магистральный пассажирский паровоз типа 2-3-1 , построенный в Дарлингтоне ( Англия ) в 2008 году . Это первый в Великобритании паровоз, построенный после Вечерней звезды ( 1960 год ), то есть после почти полувекового перерыва и спустя 40 лет после прекращения эпохи пара ( 1968 ) на Британских железных дорогах .
Строительство локомотива велось под руководством английского железнодорожного благотворительного фонда на основе конструкции класса A1 дороги LNER , но при этом были внесены изменения, направленные на повышение безопасности, улучшение эксплуатационных свойств, а также для соответствия современным железнодорожным стандартам. Своё название паровоз получил в честь истребителя Panavia Tornado . В настоящее время паровоз 60163 Tornado эксплуатируется на железнодорожной сети Великобритании и на магистральных исторических железных дорогах .
На телевидении
Паровоз и история его создания были отрывочно показаны в документальном фильме канала BBC Four «Последний день пара» (8-й эпизод сериала «Time Shift») ,
Top Gear
Tornado в ходе «Гонки на север» следует по виадуку в Южном Йоркшире
25 апреля 2009 года в рамках передачи Top Gear была совершена « Гонка на север » от Лондона до Эдинбурга , посвящённая именно паровозам. В будке 60163 Tornado ехал Джереми Кларксон , а противостояли ему Джеймс Мэй на автомобиле Jaguar XK120 и Ричард Хаммонд на мотоцикле Vincent Black Shadow . Локомотив провёл поезд из 10 вагонов (9 пассажирских от поезда «Королевский шотландец» и 1 турный ) от вокзала Кингс-Кросс до вокзала Эдинбург-Уэверли , по пути совершив 4 технические остановки (для заправки водой и углём) в Грэнтеме , Йорке , Гейтсхеде и Бервик-апон-Твиде . Расстояние в 390,2 мили (628,0 км) при максимально допустимой скорости 75 миль/ч (121 км/ч) Tornado преодолел в общей сложности за 8 часов 2 минуты, с учётом 96 минут, проведённых на остановках. Собственно в движении паровоз находился 6 часов 3 минуты и занял в гонке второе место, обогнав при этом мотоцикл и уступив 10 минут автомобилю . 21 июня 2009 года фильм о данной гонке был представлен на телевидении в 1 эпизоде 13-го сезона Top Gear .
В 2010 году паровоз вновь снялся в данной передаче, но управлял им на сей раз Джеймс Мэй. Позже Джеймс заявил, что железная дорога была его любимой игрушкой в детстве. Помимо этого, он довольно подробно описал процесс управления данным паровозом в своей книге «How To Land An A330 Airbus and Other Vital Skills For The Modern Man» («Как посадить аэробус A330 и другие жизненно необходимые навыки для современного мужчины»).
В моделизме
Модели паровоза в масштабе OO (1:76,2) выпускают фирмы Bachmann и Hornby Railways . У последней паровоз выпускается с двумя вариантами окраски: голубоватый (такого он цвета был изначально) и зелёный (более поздняя окраска).
A1 60163 Tornado
| |
60163 Tornado 12 марта 2009 года близ Центрального вокзала Ньюкасл-апон-Тайна
|
Основные данные
|
---|
Главный конструктор |
Артур Пепперкорн
р
(оригинальная конструкция)
|
---|
Осевая формула
|
2-3-1
|
---|
Годы постройки |
1994
—
2008
|
---|
Страна постройки |
Великобритания
|
---|
Завод |
Locomotive Construction Co Ltd (
A1 Steam Locomotive Trust
)
|
---|
Страна эксплуатации |
Великобритания
, с
29 июля
2008
|
---|
Дорога |
Network Rail
|
---|
Ширина колеи
|
4’8½" (1435 мм)
|
---|
Технические данные
|
---|
Длина локомотива |
72’11¾” (22 244 мм)
|
---|
Рабочая масса паровоза |
105,2 англ. тонн (106,9 т); с тендером — 166,1 англ. тонн (168,8 т)
|
---|
Сцепная масса
|
60,9 англ. тонн (67,62 т)
|
---|
Нагрузка от движущих осей на рельсы
|
22,1 англ. тонн (22,5 тс)
|
---|
Конструкционная скорость |
100 миль/ч (160 км/ч), в эксплуатации— 75 миль/ч (121 км/ч)
|
---|
Мощность
|
2700 л.с. (2000 кВт)
|
---|
Диаметр движущих колёс
|
6’8" (2032 мм)
|
---|
Диаметр бегунковых колёс
|
3’2" (965 мм)
|
---|
Диаметр
поддерживающих колёс
|
3’8" (1118 мм)
|
---|
Давление пара в котле
|
250 фунтов/кв. дюйм (1700 кПа)
|
---|
Испаряющая поверхность нагрева котла
|
1004,5 кв. футов (93,32 м²)
|
---|
Поверхность нагрева пароперегревателя
|
697,7 кв. футов (64,82 м²)
|
---|
Площадь колосниковой решётки
|
50,0 кв. футов (4,65 м²)
|
---|
Паровая машина
|
Простая
|
---|
Число цилиндров
|
2
|
---|
Диаметр цилиндров
|
19’ (482 мм)
|
---|
Ход поршня
|
26’ (660 мм)
|
---|
|
|