ТЭ109
— магистральный грузопассажирский тепловоз широкой колеи с электрической передачей производства Луганского тепловозостроительного завода ( ВЗОР ).
Односекционный (существовал экспериментальный двухсекционный вариант — 2ТЭ109 ). Первичный двигатель — дизель мощностью 3000 л.с. . Кузов тепловоза — вагонного типа , с кабинами управления в обоих концах, выполнен в габарите 02-Т (габарит европейских железных дорог).
Выпускался на экспорт в ГДР , Болгарию . В Советском Союзе эксплуатировалось 33 единицы на предприятиях промышленного ЖД транспорта в Министерстве цветной металлургии.
При поставке тепловозов в ЧССР(2 машины) тепловоз назывался Т679.2 Paгулин ( Ragulin ).
Немецкие железнодорожники дали тепловозам семейства ТЭ109 имя Людмила ( Ludmilla ). На сети железных дорог Германии ( Deutsche Bahn ) они имеют обозначения: BR230 , BR231 , BR232 , BR233 , BR234 , BR241 . Много тепловозов этих серий эксплуатируются в Германии и сегодня, как принадлежащие концерну DB, так и частных компаний. Эксплуатируются они преимущественно в бывшей восточной Германии, например в депо Berlin-Lichtenberg.
Тепловоз ТЭ109 стал родоначальником целого семейства магистральных тепловозов: ТЭ125 — пассажирский тепловоз с двигателем мощностью 4000 л.с. ТЭ129 — грузопассажирский тепловоз с двигателем мощностью 4000 л.с. ТЭ120 — тепловоз с передачей переменно-переменного тока и асинхронными тяговыми электродвигателями ТЭ114 — тепловоз с кузовом капотного типа для тропического климата ТЭ114И — тепловоз для эксплуатации в условиях сильной запылённости воздуха
ТЭ109 послужил основой для создания тепловоза 2ТЭ116 .
ТЭ109 в Германии (BR 130/230)
В ходе перестановки тяги немецкая железнодорожная компания того времени (
Deutsche Reichsbahn или DR
) в ГДР в 1966 решилась на массовое приобретение советских тепловозов. Эти высокопроизводительные и крепкие тепловозы продолжительно составляли производственный процесс DR. С огромным количеством экземпляров в количестве 1251 поставленного локомотива, 5 серий которых принадлежат к одной так называемой «семье локомотивов» ТЭ, они образовывали позвоночник дизельной тяги. Советский локомотивный завод в Луганске получил заказ разработать тепловозы для служб тяжёлых грузовых и пассажирских скоростных поездов для DR. Возникали очень похожие внешне серии, которые отличались лишь в их техническом оборудовании и предельной скорости. Как апогей в пределах этого локомотивного развития можно рассматривать вариант с 4000 л.с. – серия 142. С
серией 230
(
BR 130 DR
) тепловозы с мощностью двигателя 3000 л.с. впервые прибыли на немецкие рельсы серийно. Они приобретались с 1970 года отделением DR в ГДР. Локомотив владеет дизельной электрической производственной передачей. В них устанавливались дизельные двигатели с 16 цилиндрами D 49 типа 5. Дизельный двигатель приводит в действие генератор, который поставляет электрический ток для соответственной оси приводному тяговому двигателю. У машины с 6 колёсными парами была служебная масса 120 т. Локомотив с максимальной скоростью 140 км/ч принципиально применялся только в службе грузовых поездов, так как отопительное устройство поезда в нём отсутствовало. Оно было успешно введено только в более позднюю серию 132. Политический поворот в ГДР бесследно не проходил также мимо железной дороги. Разделение на прежние дороги DR и Немецкую федеральную железную дорогу (Deutsche Bundesbahn или DB) также прекратилось с объединением обоих немецких государств. С отменой многих грузооборотов тепловозы также теряли привычные области применения. Поэтому многочисленные локомотивы убирали из служб железнодорожного движения. С возникновением меньших частных железных дорог, которые подразумеваются как выделенные транспортные производители услуг, в то же время росла потребность в высокопроизводительных тепловозах. Здесь уже большинство тепловозов советской конструкции нашли новую область применения. Локомотив 230 077 коренным образом модернизировался. С ее выделяющейся расцветкой она состоит теперь в службе RTS (
Rail Transport Service GmbH
) и дежурит в масштабах Германии в службе тяжёлых грузовых поездов. И по сей день крепкая техника прежнего экспортного шлягера советского локомотивостроения в Германии еще пользуется спросом.
ТЭ109
|
Тепловоз ТЭ109
|
Основные данные
|
---|
Годы постройки |
1968
—
1978
|
---|
Страна постройки |
СССР
|
---|
Заводы |
Луганский тепловозостроительный завод
|
---|
Всего построено |
873 (данные только для ГДР)
|
---|
Страны эксплуатации |
СССР
,
ГДР
,
ФРГ
,
Болгария
,
Чехия
,
Нидерланды
,
>Польша
|
---|
Ширина колеи
|
1435 или 1520 мм
|
---|
Род службы |
грузовой и пассажирский
|
---|
Осевая формула
|
3
О
-3
О
|
---|
Технические данные
|
---|
Длина локомотива |
20 620 мм (по буферам)
|
---|
Конструкционная скорость |
100 км/ч (груз.)
120 км/ч (грузопасс.)
140 км/ч (пасс.)
|
---|
Нагрузка от движущих осей на рельсы
|
20 т
|
---|
Тип дизеля
|
1А-5Д49 (16ЧН26/26)
|
---|
Мощность дизеля
|
3000 л.с.
|
---|
Тип передачи |
электрическая
|
---|
Выходная мощность ТЭД
|
305 кВт
|
---|
Диаметр колёс
|
1050 мм
|
---|
Cила тяги
длительного режима
|
17600/24600 кГ
|
---|
Скорость длительного режима |
35,5/24,2 км/ч
|
---|
|
|