Тепловоз М61
— тепловоз производившийся в Швеции на заводе NOHAB в городе Трольхеттан .
Тепловоз являлся лицензионной версией тепловоза EMD F ( англ. EMD F-unit ) американской компании General Motors (подразделение Electro-Motive Diesel ).
В процессе производства тепловоза в него вносились конструктивные изменения. В частности он имел в оригинале 4 оси, все они были обмоторены, но при поставке в некоторые страны требовалось по требованиям заказчика уменьшить осевую нагрузку, и поэтому тележки тепловоза стали трёхосными, там появились поддерживающие оси.
В 1949году NOHAB получила лицензию на производство тепловоза от EMD. В основу конструкции была взята та модификация EMDF, что ранее поставлялась в Австралию . По требованиям международного союза железных дорог были внесены некоторые изменения в форме кузова, что улучшило обзор, изменения также коснулись буферного бруса, там появилась возможность устанавливать винтовую стяжку и буфера .
Первые изготовленные тепловозы приобретались железными дорогами Дании . Поставки начались с 1951 года . Эти тепловозы имели 6 колёсных пар , но обмоторены были всего 4 оси (поддерживающими были средние оси в трёхосных тележках). Максимальная скорость тепловоза была установлена в 133 км/час. Мощность дизельного двигателя тепловоза— 1950 л.с., однако на части машин были дизели мощностью 1700 л.с. Кабины машиниста имелись на обеих сторонах тепловоза. В Дании за характерную форму кузова тепловоз получил прозвище Rundnasen или Rundsnuder ("Круглоносый"). Использовались тепловозы в Дании до 2001 года .
Прототип тепловоза М61— EMD F
Было выпущено 45 тепловозов этой серии имеющих облегчённую конструкцию и осевую нагрузку в 15 тонн на ось. Произведены тепловозы были с 1960 по 1962 год. Эти тепловозы были на 60см короче, имели мощность менее базовой модели на 10%— 1445 л.с.
С 1954 года также были начаты поставки этого тепловоза в Норвегию, на Norges Statsbaner . Там уже имелся не очень удачный опыт эксплуатации тепловоза Di 1 с 1942 по 1950 год. Вариант тепловоза для этой страны имел конструкционную скорость 105 км/час и в целом был оптимизирован для суровых условий эксплуатации. Тепловоз поставлялся на Norges Statsbaner шестиосным, вместо метельников устанавливались плуговые снегоочистители. В Норвегии тепловоз получил обозначение Di 3.
В конце 1950-х и в 1960-е годы на железных дорогах Венгрии доля грузоперевозок достигала 85%. Для увеличения провозной способности железных дорог требовалось внедрение тепловозной тяги, но промышленность Венгрии не была готова к выпуску тепловозов. Тогда был объявлен тендер на поставку тепловозов. Лучшие предложения поступили от фирмы Krauss-Maffei из Мюнхена и от компании NOHAB из Швеции. Было приобретено всего 20 тепловозов, и хотя потребности в тепловозах были больше, из-за политического давления от СССР больше тепловозы не поставлялись. С 1965 года в Венгрию поставлялись тепловозы М62 строившиеся в Луганске на Луганском тепловозостроительном заводе .
Тепловозы М61 интенсивно эксплуатировались в Венгрии до 1980-х годов, несколько машин остаются в работе до нашего времени.
Один из тепловозов М61 поставленный в Венгерскую народную республику сохранён в железнодорожном музее ( венг. Magyar Vasúttörténeti Park ) в Будапеште .
M61
|
|
Основные данные
|
---|
Годы постройки |
1951
-
1965
|
---|
Страна постройки |
Швеция
|
---|
Заводы |
NOHAB
|
---|
Всего построено |
203
|
---|
Страны эксплуатации |
Венгрия
|
---|
Осевая формула
|
2
0
— 2
0
0-3
0
-0-0-3
0
-0
|
---|
Технические данные
|
---|
Конструкционная скорость |
105 или 140 км/час
|
---|
Мощность
дизеля
|
1950 л.с.
|
---|
Тип передачи |
электрический
|
---|
|
|