Мотовоз
— небольшой автономный локомотив с бензиновым или дизельным двигателем мощностью примерно до 300 л.с. и отсутствием тележек, как правило двухосный.
Основные сведения
Первоначально мотовозы имели только механическую передачу, аналогичную автомобильной . Начиная с 1980-х годов термин «мотовоз» был распространён также на лёгкие локомотивы с гидравлической передачей. У многих ранних мотовозов отсутствовал пневматический тормоз, а имелся лишь механический. В последнее время наличие пневматического тормоза стало традиционным.
Мотовозы в основном используются на маневровой работе, а также на путях промышленных предприятий. Кроме того мотовозы применяются в некоторых трамвайных хозяйствах и на метрополитене , в частности - для обслуживания гейта . В Ирландии мотовозы использовались и на малодеятельных линиях.
В Советском Союзе первые мотовозы появились в конце двадцатых годов. Серийное производство мотовозов началось в 1929 году на заводе « Красный Путиловец ». В тридцатых годах на Калужском машиностроительном заводе выпускались мотовозы М г , М у , М а и М 3/2 . На этих мотовозах использовались автомобильные двигатели. После Великой Отечественной войны Калужский завод выпускал мотовозы М к 2 15 (с 1947 года). Позднее советская промышленность выпускала мотовозы ТГК2 , МПТ4 и другие. За рубежом приобретались мотовозы серий МГ1 , МГ2 , 700 .
Для нужд узкоколейных железных дорог с шириной колеи 750 мм строились мотовозы МУЗ-4 (с 1946 по 1956 год, построено 2400 машин), МУЗг-4 (аналог МУЗ-4с газогенераторной установкой), МУЗ-3Д (с дизельным двигателем), МД54 (дизельный, выпускался с 1957 года) и другие.
На Ростовской ДЖД использовался мотовоз М уг /2 .
Популярность на подъздных путях получил маневровый мотовоз ММТ-2, который изготавливается на базе трактора ХТА-220. Он способен передвигать до 10 вагонов общим весом до 850 тонн, может передвигаться как по железнодорожным путям колей 1520/1435 мм, так и по автомобильным дорогам.
В Западной Европе после войны популярностью пользовались мотовозы постройки фирмы Deutz .
В настоящее время современные мотовозы выпускаются такими крупными компаниями как ОАО "Тихорецким машиностроительным заводом им. В.В. Воровского" (Россия), Robel (Германия), Plasser & Theurer (Австрия) и т.д. На рынке железнодорожной техники предоставляются не только двухосный вид мотовозов, но и самоходные четырехостные экипажи. По своему назначению мотовозы делятся на путевые машины для служб пути, путевые машины для служб автоматики и телемеханики и тяговые единицы для маневровых работ локомотивных служб.
Большое применении в России получили мотовозы представляющие собой самоходный двухосный экипаж на передней консоли рамы которой, располагается кабина. Силовая установка и другие агрегаты путевой машины обычно располагаются в средней части под рамой, либо на ней. В зависимости от того для выполнения каких задач предназначен, мотовоз оснащается грузоподъемным краном и краном манипулятором. Представителя данного класса являются мотовозы МПТ-4 , МПТ-6 , МПТ-6 исп.4 , а также дрезины ДГКу выпуск которых был прекращен в конце 80-х годах ХХ века .
|