Подталкивание поезда без сцепления. В определённом месте подталкивающий локомотив просто отделяется от поезда и возвращается назад
Локомотив-толкач
(
Подталкивающий локомотив
)— локомотив в хвосте поезда , назначаемый в помощь ведущему локомотиву на отдельных перегонах или части перегона . Применяется для увеличения суммарной силы тяги локомотивов, а зачастую и удельной мощности поезда. Локомотивная бригада локомотива-толкача подчиняется непосредственно машинисту ведущего локомотива.
Не следует путать подталкивающий локомотив с вторым (третьим) локомотивом, который может ставится в голове поезда или в его середине при кратной тяге для достижения тех же целей.
Применение
Собственно можно выделить следующие случаи применения локомотива-толкача:
-
Вспомогательный локомотив
, то есть для помощи остановившемуся на перегоне поезду, который по ряду причин не может начать движение самостоятельно: поломка основного локомотива, либо его недостаточная сила тяги на крутом подъёме (бывает вызвано нарушением режима ведения поезда).
-
Для подталкивания поезда
, то есть когда применение локомотива-толкача уже заложено в графики движения поездов , локомотив при этом чаще называют подталкивающим. Такой метод применяется в тех случаях, когда на участке имеется крутой уклон, который сильно ограничивает вес поезда , по сравнению с другими участками, то есть когда из-за одного подъёма ограничен вес поездов на всём направлении. В этом случае возможно применение подталкивания поезда либо только на собственно подъёме (до определённого места), либо на всём перегоне с подъёмом, причём в этом случае подталкивающий локомотив возвращается резервным пробегом. При подталкивании поезда, толкач может включаться в общую тормозную систему поезда, а может и нет. Последнее позволяет производить подталкивание без сцепления, то есть локомотив-толкач может в определённом месте сразу отделиться от поезда. Однако в этом случае при избыточной мощности толкача, либо если головной локомотив резко затормозит, возрастает вероятность сжатия поезда, что может привести к выжиманию вагонов из состава, а зачастую и к крушению . Наиболее яркий пример— Версальская железнодорожная катастрофа .
Также, на заре железнодорожного транспорта, когда ещё не было автотормозов , на ряде крутых уклонов в хвост поездов прицепляли локомотивы-толкачи для предупреждения разрыва поезда. В случае если же такое происходило, толкач за счёт собственных тормозов должен был остановить оторвавшуюся сплотку вагонов. С появлением автоматических тормозов, такая практика, весьма распространённая в США, ушла в небытие.
Интересный факт
-
Американский город Хэлпер ( англ. Helper ), что расположен в штате Юта , получил своё название в честь локомотивов-толкачей, которые помогали водить тяжёлые поезда через перевал Soldier Summit .