Духоход Барановского
—локомотив , приводимый в движение двигателем, рабочим телом которого является сжатый воздух. Построен С.И.Барановским на Александровском заводе (с 1922г.— Пролетарский завод ) в Санкт-Петербурге в 1861 году . Машина называлась конструктором «духоход» или «духовой самокат».
Предпосылки к созданию
В начале 19-го века использование сжатого воздуха в качестве привода различных систем было весьма широко распространено и стало исчезать лишь с продвижением в массовое использование электричества . До этого пневмопривод находил воплощение в различных приборах— от пневмозвонков в дверях, пневмопочты , пневматического оружия и до предложенной в 1827 году пневматической железной дороги .
Техническое воплощение
Локомотив
(на илл.)
представлял собой двухколесную платформу, несущую рабочие цилиндры и запас сжатого воздуха в баллонах, цеплявшуюся к вагону с дополнительным запасом воздуха, которые, по замыслу, должны были быть сменными и оставляться на пунктах заправки локомотива, расположенных по ходу его движения
.
Колёса приводились в движение двумя цилиндрами (по одному на ведущее колесо) диаметром 150мм и ходом поршня 300мм. Запас сжатого воздуха непосредственно на платформе локомотива был заключен в тридцати четырёх трубах диаметром также 150мм, но длиной 2100мм. Баллоны были объединены в единый резервуар системой трубок и обеспечивали запас хода до 2-3 часов
, по другим данным, только дополнительная платформа с воздухом обеспечивала такую длительность .
Заправка сжатым воздухом осуществлялась с помощью оригинального компрессора , также разработки С. Барановского (на илл.) . Компрессор был гидравлическим и создавал выходное рабочее давление в 50 атмосфер , и был отдельным объектом интереса инженеров того времени .
Использование и оценка машины
Локомотив использовался на Николаевской железной дороге до лета 1862 года , известие о начале эксплуатации было опубликовано в газете « Северная почта » в феврале 1862 года . Будущий знаменитый конструктор Павел Кузьминский так описывает локомотив:
|
В газетах прочёл я, что г. Барановский намерен показать публике применение сжатого воздуха к движению по железной дороге. Дав себе обещание побывать на всех трёх опытах, что мне и удалось сделать, я радовался такой новинке, но иногда на меня находили минуты неверия, и я сомневался в выгодном осуществлении этого применения воздуха. 27 декабря в 3 часа пополудни я был на дебаркадере Николаевской железной дороги, где производились опыты с новой машиной. Из локомотивного сарая пришел локомотив и привел за собой какое-то собрание труб, окрашенных дикой краской, а около этих труб маленький передаточный механизм прямого действия. К духоходу прицеплен был один вагон, который, разумеется, тотчас же по приходе был наполнен любопытными, успевшими в него поместиться. Поезд тронулся и громкое «ура!» понеслось за ним…
|
|
Локомотив был довольно совершенным в техническом плане устройством, использовавшим передовые идеи того времени
. В частности использовался более совершенный цилиндрический золотник . Но локомотив в том же 1862 году был снят с использования, так как был слишком технически сложен для своего времени
.
…