Атомовоз
или
атомный локомотив
или
локомотив с ядерной энергетической установкой — автономный локомотив , приводимый в движение за счёт использования атомной энергии .
История
Проектировался в качестве тяговой единицы для БЖРК . Применение таких локомотивов вместо обычных тепловозов давало бы комплексу практически неограниченную автономность . Доводом против служило соображение о высокой экологической опасности транспортного средства с ЯЭУ и возможных тяжёлых последствиях в случае крушения или другой аварии .
В 1983 году начались разработки подобного локомотива силами сразу нескольких предприятий ( Всероссийский научно-исследовательский тепловозный институт , Коломенский тепловозостроительный завод и др.). К 1985 году был разработан конструктивный вариант атомовоза с реактором на быстрых нейтронах БОР-60 (тепловая мощность 60 МВт, электрическая мощность 10 МВт). Локомотив включал в себя три секции. Средняя— с четырёхосными тележками, несущая ядерный реактор , крайние же представляли собой модернизированные экипажные части тепловоза 2ТЭ116 , в них размещались вспомогательные дизели и турбогенераторы . Масса реактора с биологической защитой составляла 140 т. Для средней секции могли бы применяться тележки тепловоза ТЭМ7 , нагрузка на ось в таком случае составляла бы 225 кН. Каркас кузова состоит из 2-х продольных балок коробчатого сечения, соединённых шкворневыми балками и межрамными креплениями.
Ни один атомовоз не был построен, а разработки прекратились в 1985 году . Перспективы атомовоза пока туманны. Его целесообразно использовать на магистралях с длинными тяговыми плечами и редкими населёнными пунктами. Имеется ряд технических трудностей, требующих решения, а также опасность теракта .
Современные проекты
В феврале 2011 года было объявлено, что корпорация « Росатом » и ОАО « Российские железные дороги » в конце июля 2011 года собираются провести презентацию научно-выставочного комплекса из 11 вагонов с локомотивом , использующим атомную силовую установку .
«Это состав, включающий реактор на быстрых нейтронах , который может быть реализован как транспортный элемент — силовая установка», — пояснил вице-президент РЖД Валентин Гапанович
.
…