Дизельный поезд VT 18.16
(с 1970: Серия 175 (BR175), конструкция Гёрлиц)— это дизельный скорый поезд c гидравлической передачей 'Schnellverbrennungstriebzug' (SVT) построенный для железнодорожной компании ГДР .
История создания
Для обслуживания междугородних и международных рейсов немецкими инженерами был разработан поезд повышенного комфорта. В 1963 году вагоностроительным народным предприятием в Гёрлице был построен первый образец дизельного скоростного поезда. Он оснащался двумя дизельными установками в головных вагонах, каждая из которых развивала мощность 900 л.с. Максимальная скорость для созданного прототипа составила 160 км/ч, что и дало название серии VT 18.16. (VT (Verbrennungstriebwagen) моторный вагон с 12 цилиндровым дизельным двигателем общей мощностью 1800 л.с. и максимальной скоростью 160 км/ч). Однако для серийного производства мощность двигателей увеличили до 1000 л.с. и запас хода по топливу на максимальной скорости 1000км. Поезд-прототип не имел сцепных устройств и был снят с маршрутов в 1977. Всего было построено восемь поездов, а также дополнительных шесть промежуточных вагонов (VMe) и два вагона с дизельными установками (VTa 09/10, позже 175 017 и 019).
Производственные номера эксплуатировавшегося подвижного состава
DR VT 18.16 01 a/b— VT 18.16 08 a/b, резервные промежуточные вагоны VT 18.16 09 a, VT 18.16 10 a DR 175 001—175 016, резервные промежуточные вагоны 175 017, 175 019 DB 675 015—675 016 (номера головных вагонов последнего из эксплуатировавшихся поездов)
Технические особенности
Тележка моторного вагона с дизельным двигателем и гидротрансформатором, Музей в г. Хемнице, Германия
За основу конструкции поезда серии VT 18.16 был взят довоенный прототип поезда DRG 137 155(VT 137). Головные вагоны получили надежные дизельные установки KVD 18/21 типа 12 от народного предприятия моторостроения Johannistal в Берлине, которые хорошо себя зарекомендовали на локомотивах серии 180 . В предсерийном образце устанавливались двигатели мощностью 900 л.с., а на серийных— модернизированные до 1000 л.с. (736 кВт). Для передачи крутящего момента использовался 3-х ступенчатый гидротрансформатор L 306 RT компании Voith . Весь механизм (двигатель и гидротрансформатор) были смонтированы на передней поворотной тележке головного вагона. В силу конструктивных особенностей такая компоновка силового агрегата обеспечивала максимальную скорость до 160 км/ч.
Чертеж общего вида дизельного поезда номер 175 015-1/175 016-5
Пассажировместимость
Тип вагона | Сидений в отсеке | 4 вагонный | 5 вагонный | 6 вагонный |
---|
Число отсеков | Всего мест | Число отсеков | Всего мест | Число отсеков | Всего мест |
---|
Первый класс | 6 | 9 | 54 | 9 | 54 | 9 | 54 |
---|
Купе второго класса | 8 | 3 | 24 | 12 | 96 | 21 | 168 |
---|
Второй класс общий вагон | 28 | 2 | 56 | 2 | 56 | 2 | 56 |
---|
Вагон-ресторан | 23 | 1 | 23 | 1 | 23 | 1 | 23 |
---|
Всего | | | 157 | | 229 | | 301 |
---|
Регулярные маршруты
Серия 175 (VT 18.16) была разработана в качестве аналога поезда TEE (Trans Europa Express) VT 11.5 , который эксплуатировался в то же время на Федеральной железной дороге (DB) ФРГ для обслуживания международных перевозок. Поезда VT 18.16 были наиболее комфортным и имели обслуживание более высокого класса, чем в других поездах DR . Они обеспечивали международные маршруты из ГДР в Скандинавию, Австрию и Чехословакию .
Основными международными маршрутами, которые обслуживали поезда VT 18.16 были
:
Название маршрута | Пункты назначения | Протяженность, км | Время в пути, ч | Период существования маршрута |
---|
Berlinaren (Королевская линия) | Берлин-Мальмё | 474 | 8 | |
---|
Neptun |
Берлин- Копенгаген (С паромной переправой Варнемюнде-Гедзер)
| 431 | 8 | |
---|
Vindobona |
Берлин- Прага - Вена
| 737 | 12 | |
---|
Karlex |
Берлин- Карлсбад
| 422 | 8 | |
---|
Karola |
Лейпциг -Карлсбад
| 240 | 4,5 | |
---|
Внутренний маршрут |
Берлин – Магдебург
| 148 | 2,5 | 1962-1963 |
---|
Внутренний маршрут |
Берлин – Баутцен
| 217 | 3 | |
---|
Маршрут Vindobona
В 1957 году началось сообщение поездов между Берлином и Веной через Дрезден и Прагу, как продолжение маршрута Берлин— Прага, открытого в декабре 1950. Эти экспрессы использовались преимущественно жителями Западного Берлина и скандинавских стран, а также дипломатами при транзите через ГДР . Для обслуживания маршрута Vindobona применялись дизель-поезда. Между железными дорогами тех стран, по которым пролегал маршрут, было заключено соглашение о поочередном обслуживании DR , ČSD и ÖBB . Один раз в два года поочередно проводилась ротация железнодорожного предприятия. Первый раз DR предоставила для использования довоенные скоростные дизель-поезда модельного ряда Гамбург . С 1960 по 1962 обслуживание осуществлялось Чехословацкими железными дорогами, а с 1962 по 1964 австрийской федеральной. С 1964 по 1966 по маршруту экспресса сообщение осуществляют чехословацкие поезда, а с 1967— DR. До 1979 года дизель-поезда VT 18.16 с перерывом 1969—1972 работали на маршруте. Поскольку австрийская сторона не могла выставить подвижной состав, с требуемым для такого международного экспресса скоростью и качеством обслуживания, то им приходилось выплачивать компенсацию DR. Однако в конце 70-х годов в связи с увеличением объема перевозок поезда данной серии все меньше стали удовлетворять параметрам маршрута Vindobona. Последний раз поезд VT 18.16 обслуживал маршрут до Вены в 1979 году. И хотя для обслуживании стали привлекались другие поезда, но все равно VT 18.16 остался синонимом для экспресса маршрута Vindobona. К середине 80-х поезда постепенно были сняты с международных маршрутов и оставались на обслуживании внутренних перевозок. Последними международными маршрутами, где применялся VT 18.16, оставались Karlex и Karola, а внутренними Вокзал Зоологический сад Берлин— Центральный железнодорожный вокзал Лейпцига, а также экспресс Берлин— Баутцен.
Окончание эксплуатации
Дизель-поезд VT18.16 на Восточном вокзале в Берлине
В начале 90-х остался единственный поезд, который мог эксплуатироваться (вагоны 175 019, 313, 413, 014 и 2 VMe). Он стал музейным поездом DR. В 1992 он получил новую серию— 675 и эксплуатировался DB до 2003 как ретро поезд. В апреле 2003 года был проведен прощальный ретро тура по странам Европы. После истечения срока эксплуатации в июне 2003 года поезд был передан в музей DB в Нюрнберге
. Еще один поезд с головными вагонами 175 015—016 в нерабочем состоянии передан союзу железнодорожников DB Stiftung Bahn-Sozialwerk (BSW) и находится на вокзале Берлин-Лихтенберг. Третий поезд с головными вагонами 175 005—006 (бывший поезд молодежного клуба «Эрнст Тельман» — «центра молодежного строительства электрифицированных железных дорог») был передан в железнодорожный музей Chemnitz-Hilbersdorf для переоборудования. Сведения об остальных поездах практически отсутствуют. Нет уверенных данных об списании в металлолом поездов с головными вагонами 175 009—012. Некоторое время пятый поезд 175 009—010 (и VMd 175 407) стоял в Velten— однако, уже в 1995 в вагонах были выбиты окна и наблюдались следы ржавчины на кузовах вагонов.
Дизель-поезд VT 18.16 как железнодорожная модель
В период с 2000 по 2007 японской фирмой и немецкой KRES были созданы точны модельные копии дизель-поездов VT 18.16 в масштабах H0, N (KATO) и TT (KRES)
VT 18.16BR 175 |
Дизель поезд VT 18.16 на вокзале Берлин-Лихтенберг
| Основные данные |
---|
Годы постройки |
1963 (Прототип)
1965 - 1968
|
---|
Страна постройки |
ГДР
|
---|
Завод |
VEB Waggonbau Görlitz (народное предприятие вагоностроительный завод Гёрлиц)
|
---|
Составов построено |
8
|
---|
Страна эксплуатации |
ГДР
|
---|
Дорога |
DR
|
---|
Обслуживаемые линии |
Виндобона, Карола, Нептун и др.
|
---|
Ширина колеи
|
1435 мм
|
---|
Технические данные |
---|
Род службы |
пассажирский
|
---|
Конструкционная скорость |
до 160 км/ч (4 вагона)
до 140 км/ч (6 вагонов)
|
---|
Максимальная служебная скорость |
160 км/ч
|
---|
Число вагонов в составе |
4-6
|
---|
Осевая формула |
B'2'+2'2'+2'2'+2'B'
|
---|
Длина состава |
97.360 мм (4 вагона)
121.660 мм (5 вагонов)
145.180 мм (6 вагонов)
|
---|
Материал вагона |
Сталь
|
---|
Порожняя масса |
212,7 т (4 вагона)
255,2 т (5 вагонов)
296,0 т (6 вагонов)
|
---|
Нагрузка от оси на рельсы |
19,8 т
|
---|
Тип двигателя |
12 цилиндровый дизельный KVD 18/21 A типа 12
|
---|
Количество тяговых двигателей |
2
|
---|
Мощность двигателя |
662 кВт (прототип)
736 кВт (серийный)
|
---|
Тип передачи |
гидравлическая
|
---|
Тормозная система |
KE-R-Mg (у прототипа Hikss)
|
---|
Тип тормоза |
пневматические
|
---|
Система отопления |
Водяное / воздушное
|
---|
|
|