Паровоз 10 001 после реставрации
Паровоз DB Baureihe 10
— пассажирский паровоз предназначенный для вождения скорых поездов на Deutsche Bundesbahn . Паровоз выпускался с 1957 на заводах концерна Krupp и был последней и самой мощной моделью паровоза, разработанной для Deutsche Bundesbahn . За элегантный внешний вид паровозы этой серии получили прозвище «Чёрные лебеди» ( нем. schwarze Schwäne ).
Паровозы предназначались для замены паровозов серий BR 01 и BR 01 10 . Однако из-за несвоевременного исполнения заказа и осевой нагрузки свыше 22 тонн, мешавшей использованию паровозов на большинстве существовавших тогда участков, запуск этих паровозов в серию не состоялся. Было выпущено всего два паровоза: 28 марта 1957 года 10 001 (заводской номер 3351/56, принят DB 6 марта 1958 года) с угольной основной и мазутной дополнительной топками, и 31 декабря 1957 года 10 002 (заводской номер 3351/56, принят DB 29 марта 1958 года), оснащённый только мазутной топкой. В 1960 году 10 001 был также оснащён основной мазутной топкой. 10 001 обошёлся в 754 тысячи марок , 10 002 - в 766 тысячи марок .
Оба построенных локомотива имели коническую дверцу дымовой коробки и дымоотбойники, что несколько уменьшало сопротивление воздуха на высоких скоростях. Оба паровоза получили тендер типа 2'2' T 40, способный перевозить до 9 тонн угля и 4,5 м³ мазута (10 001) или 12,5 м³ мазута (10 002).
Паровозы были допущены для эксплуатации только на определённых основных железнодорожных линиях, которые могли выдержать сравнительно высокую осевую нагрузку . Эксплуатировались паровозы в депо города Бебра (до 1962 года), а затем - в Касселе , где получили общее прозвище Sputnik . До 20 марта 1967 года оба паровоза наряду с паровозами серии 01 10 использовались для вождения скорых поездов в/из Гиссена . В январе 1967 года после поломки золотникового штока 10 002 был выведен из эксплуатации. С 21 марта 1967 года по январь 1968 года 10 001 использовался со скорым поездом E 387/388 (E 687/688) на плече Кассель - Падерборн - Зост - Хамм - Мюнстер , а после получения специального разрешения в течение месяца - и на участке Мюнстер - Райне , рассчитанном на осевую нагрузку до 20 тонн. После поломки золотникового штока 5 января 1968 года на участке между Касселем и Вартбургом 10 001 был окончательно выведен из эксплуатации 21 июня 1968 года.
На момент списания 10 001 прошёл 1 067 987 километров, из 1794 дней службы он 484 дня был на техническом обслуживании или ремонте, а 1038 дней использовался для вождения поездов. Лишь 97 дней стоял на вокзале или в депо без задания - признак относительно высокой востребованности этой модели.
Паровоз с порядковым номером 001 сохранён в Немецком паровозном музее ( нем. Deutsches Dampflokomotiv-Museum , город Нойенмаркт , Верхняя Франкония ). Он был отреставрирован до музейного, но не до рабочего состояния. Второй паровоз использовался около 10 лет как паровоз отопления на вокзале города Людвигсхафен-на-Рейне , а в 1972 году был порезан на металлолом в депо города Оффенбург .
В 1975 году в рамках серии "Почта Германии для молодёжи" была издана почтовая марка с изображением паровоза этой серии.
Deutsche Bundesbahn Baureihe 10
| |
|
Основные данные
|
---|
Осевая формула
|
2-3-1
|
---|
Годы постройки |
1957
|
---|
Страна постройки |
ФРГ
|
---|
Завод |
Krupp
|
---|
Нумерация |
10 001-002
|
---|
Всего построено |
2
|
---|
Страна эксплуатации |
ФРГ
|
---|
Ширина колеи
|
1435 мм
|
---|
Технические данные
|
---|
Длина локомотива |
26503 мм
|
---|
Рабочая масса паровоза |
118,9 т
|
---|
Масса порожнего паровоза |
108,9 т
|
---|
Сцепная масса
|
64,7 т
|
---|
Нагрузка от
движущих осей
на рельсы
|
22,4 т
|
---|
Конструкционная скорость |
140 км/ч
|
---|
Мощность
|
1893
кВт
(2500
лс
)
|
---|
Диаметр
движущих колёс
|
2000 мм
|
---|
Диаметр
бегунковых колёс
|
1000 мм
|
---|
Диаметр
поддерживающих колёс
|
1000 мм
|
---|
Давление пара в
котле
|
18
бар
|
---|
Число
дымогарных труб
|
44
|
---|
Поверхность нагрева
пароперегревателя
|
105,7 м²
|
---|
Число
жаровых труб
|
109
|
---|
Площадь
колосниковой решётки
|
4,29 м²
|
---|
Диаметр
цилиндров
|
480 мм
|
---|
Ход
поршня
|
720 мм
|
---|
Тип
тендера
|
2'2' T 40
|
---|
Объём баков для воды |
40 т
|
---|
Запас топлива |
9 тонн
угля
и 4,5 м³
мазута
(10 001) или 12,5 м³мазута (10 002)
|
---|
|
|