Тепловоз HS4000
(
Kestrel
)— опытный магистральный грузопассажирский тепловоз с электрической передачей, построенной совместно британскими компаниями Hawker Siddeley и Brush Traction , в 1967 году . Данный тепловоз был построен как опытный локомотив прототип, для демонстрации новейших достижений в области локомотивостроения и испытания новых агрегатов и узлов, которые в дальнейшем были применены при производстве серийный моделей тепловозов в Великобритании. На тепловозе был установлен дизельный двигатель производства компании Sulzer (Зульцер) мощностью 4000 л.с, применена осевая формула 3 0 −3 0 (шестиосный), обладал весом 133 т. и максимальной скоростью 201 км/ч.
Разработка тепловоза
При разработке данного локомотива было принято использовать концепцию с применением одного дизеля высокой мощности, взамен двухдизельной концепции, получившей распространение в Европе в 1950—1960гг. Разработка дизеля была произведена совместно с компанией Зульцер, которая предложила взамен дизеля мощностью в 3000 л.с., первоначально предложенных к использованию на тепловозе, новый дизель, мощностью в 4000 л.с., которая требовала меньшего ухода и ремонта, и исключало усложенение конструкции при двухдизельной компоновке.
Дизель
На тепловозе установили новый четырехтактный дизель с турбонаддувом , компании Зульцер, модели 16LVA24 Sulzer, с масляным охлаждением.
Эксплуатация в Великобритании
Производство тепловоза было начато в 1966 году и завершено в 1967 году. Он был передан Британским железным дорогам для испытаний на станции Мэрильбон. Ходовые ипытнаия проводилсь как с грузовыми, так и с пассажирскими поездами. В 1971г. тепловоз был выведен из эксплуатации и отправлен на дальнейшую доработку.
Эксплуатация в СССР
Локомотив был продан в СССР в 1971 году за £ 127 000. Тепловоз был переделан на колею 1520мм, и отправлен на испытания на Экспериментальное кольцо ВНИИЖТа в Щербинке . После испытаний дизель тепловоза был снят для статических испытаний, а сам тепловоз использовался в качестве дополнительного «балласта» при испытаниях других локомотивов. Остатки тепловоза были проданы на металлолом предположительно в 1993г.
Ряд удачных конструкторских решений, примененных на тепловозе (в частности, тележка, гидромуфта вентилятора холодильника, водо-масляный теплообменник), был использован отечественными локомотивостроителями при создании тепловозов ТЭП60 и ТЭП70 на Коломенском локомотивостроительном заводе.
HS4000 Kestrel
|
Тепловоз HS4000 Kestrel в Barrow Hill, Великобритания
|
Основные данные
|
---|
Годы постройки |
1967
|
---|
Страна постройки |
Великобритания
|
---|
Завод |
Brush Traction
|
---|
Всего построено |
1
|
---|
Страна эксплуатации |
Великобритания
,
СССР
|
---|
Ширина колеи
|
1435 Великобритания, 1520 мм СССР
|
---|
Род службы |
Грузопассажирский
|
---|
Осевая формула
|
3
0
-3
0
|
---|
Технические данные
|
---|
Длина локомотива |
20.27 м
|
---|
Конструкционная скорость |
201 км/ч
|
---|
Сцепная масса
|
126 т
|
---|
Нагрузка от движущих осей на рельсы
|
22.2 т
|
---|
Тип двигателя
|
Sulzer 16LVA24
|
---|
Мощность двигателя
|
4000 л.с.
|
---|
Тип передачи |
Электрическая
|
---|
Тип ТЭД
|
ТМ73-68М постоянного тока
|
---|
Диаметр колёс
|
1092 мм
|
---|
|
|