Кембрийская линия
( англ. Cambrian Line , валл. Llinell Cambri ) — железная дорога европейской колеи , соединяющая английский Шрусбери через Уэлшпул с городами на побережии Кардиганского залива . Бóльшая часть линии проходит по землям Центрального Уэльса : через Кембрийские горы и по морскому берегу, — что делает виды, откравающиеся из вагонных окон, необычайно красивыми. Дорога состоит из двух веток: главной и прибрежной, — и управляется железнодорожным операторам « Arriva Trains Wales ».
История
«Кембрийские железные дороги» в 1921г.
Предысторию «Кембрийской линии» связывают с конной «Хэйской железной дорогой» ( Hay Railway ), построенной в 1811 — 1812гг. для связи города Хэй-он-Уай с каналом Монмутшир — Брекон. Восточная часть этой дороги — между Талиллинской узловой станцией и деревней Три-Кокс — была продана «Центрально-Уэльской железной дороге» ( Mid-Wales Railway ), которая, в свою очередь, стала 1 января 1888г. частью «Кембрийских железных дорог» ( Cambrian Railways ) — предшественника современной «Кембрийской линии».
«Кембрийские железные дороги» были образованы 25 июля 1864 г. четырьмя независимыми железными дорогами, незадолго до этого начавшими транспортные операции в Центральном Уэльсе: «Железной дорогой Освестри и Ньютауна» ( Oswestry and Newtown Railway ), «Железной дорогой Освестри, Элсмира и Уитчёрча» ( Oswestry, Ellesmere and Whitchurch Railway ), «Лланидлойской и Ньютаунской железной дорогой» ( Llanidloes and Newtown Railway ) и «Ньютаунской и Махинллетской железной дорогой» ( Newtown and Machynlleth Railway ). Объединение в новую компанию, главная контора которой разместилась на станции в Освестри , спасло часть из них от банкротства . В 1865 г. к «Кембрийским железным дорогам» присоединилсь «Железная дорога Аберистуита и валлийского побережья» ( Aberystwith and Welsh Coast Railway ), а в 1888 г. (окончательно в 1904 г.) — «Центрально-Уэльская железная дорога».
Каждая из названных линий имеет свою, хотя и недолгую историю:
-
«Железная дорога Освестри и Ньютауна» разрешена к постройке парламентским биллем от 26 июня 1855г. Нехватку денег и проблемы с подрядчиками начала испытывать почти сразу после начала строительства. Особенно они обострились, когда перед дорогой встала задача пересечь две большие реки: Северн и Вирнуи , тем не менее она проложила путь между Уелшпулом и Освестри к 1 мая 1860г., соединившись там с « Большой западной железной дорогой ».
Станция «Моут-Лейн» в 1957г.
Станция «Махинллет» в 1951г. Поезд, ведомый паровозом GWR 4500 .
-
«Лланидлойская и Ньютаунская железная дорога» была первой железной дорогой в Центральном Уэльсе. В 1852г. жители Лланидлоя приняли решение о постройке линии до Ньютауна , в 1853г. парламент дал на это разрешение, а в октябре 1855г. начались работы. Из-за нехватки средств в 1858г. строительство прервалось на год, но затем возобновилось и первый поезд между Лланидлоем и Ньютауном прошёл 31 августа 1859г. До 1863г. линия была изолированной от остальной сети британских железных дорог.
«Ньютаунская и Махинллетская железная дорога» разрешена к постройке биллем от 27 июля 1857г. Работы начались в 1859г. и оказались сложными — пришлось преодолевать центральный и самый высокий массив Кембрийских гор. Возле Талертига в скальной породе пробили выемку высотой в 37 м (120 футов ), которая стала самой глубокой на то время выемкой в мире. В 1862г. по линии прошёл первый поезд.
Три названных железных дороги соединялись восточнее Ньютауна, на узловой станции, носившей название «Моут-Лейн» (
Moat Lane Junction
) и ныне закрытой.
-
«Железная дорога Освестри, Элсмира и Уитчёрча» разрешена к постройке 1 августа 1861г. с тем, чтобы оживить торговлю в Элсмире , отсоединённом от основных транспортных маршрутов Британии. Движение между Уитчёрчем и Элсмиром открылось 4 мая 1963г., между Элсмиром и Освестри — 27 июля 1864г., т.е. через два дня после того, как компания вошла в состав «Кембрийских железных дорог».
«Железная дорога Аберистуита и валлийского побережья» была разрешена парламентом 22 июля 1861г. для соединения Аберистуита с Пуллхели через Бармут и Портмадог . Кроме того планировалась ветка до Махинллета , где станция «Ньютаунской и Махинллетской железной дороги» должна была стать общей для обеих линий. Этот участок закончили первым, и в 1864г. поезда пошли от Аберистуита до Махинллета — сначала товарные, а затем пассажирские. Эстуарий реки Дови для продолжения дороги на север хотели пересечь мостом , но это оказалось слишком сложной задачей, и путь начали прокладывать от станции «Дови» на Махинллетской ветке, сделав её таким образом узловой. Пуллхели линия достигла в 1867г. — уже после её присоединения к «Кембрийским железным дорогам».
Нижний уровень узловой станции «Билтская дорога», принадлежавший «Центрально-Уэльской железной дороге». 1962г.
-
«Центрально-Уэльская железная дорога» разрешена к постройке биллем от 1 августа 1859г. с тем, чтобы соединить Лланидлой с Лландоври . 2 сентября того же года провели церемонию выемки «первого дёрна», но настоящее строительство не начинали до 1862г. За это время — в 1860г. — маршрут дороги продлили по сравнению с ранее заявленным: теперь соединению подлежали также Ньюбридж-на-Уае ( Newbridge on Wye ) с Талиллинской узловой станцией через Билт-Уэлс . Такое изменение потребовалось, чтобы пускать поезда до Брекона по путям «Бреконской и Мертирской железной дороги» ( Brecon and Merthyr Railway ). Линию открыли 23 августа 1864г. Примерно через 20 лет своего функционирования «Центрально-Уэльская железная дорога» столкнулась с финансовыми проблемами и оказалась вынужденной продать весь свой подвижной состав. С 1888г. движение по ней осуществляли своими локомотивами «Кембрийские железные дороги», в собственность которых дорога формально перешла 24 июня 1904г.
Станция в Рексеме. 1959г.
Заросшая насыпь бывшей «Центрально-Уэльской железной дороги».
«Кембрийские железные дороги» просуществовали до 1922г., пропуская по своим путям как местные поезда, так и вагоны прямого сообщения из Манчестера , Ливерпуля и Лондона до Пуллхели и Аберстуита. Попутно компания расширялась, приобретая более мелкие железные дороги — в том числе, и узкой колеи , — и осуществляя строительство веток к окрестным селениям. Были построены и приобретены: «Железная дорога Рексема и Элсмира» ( Wrexham and Ellesmere Railway ) — построена в 1895г.; «Вэнская железная дорога» ( Van Railway ) — первоначально, c 1871г., частное предприятие лорда Вэнского ; « Велшпулская и Лланвайрская узкоколейная железная дорога » ( Welshpool and Llanfair Light Railway ) — построена в 1903г.; «Железная дорога Танатской долины» ( Tanat Valley Light Railway ) — открыта в 1903г., куплена в 1921г.;, «Маутуйская железная дорога» ( Mawddwy Light Railway ) — приобретена в 1865г.; « Железная дорога Рейдольской долины » ( Vale of Rheidol Railway ) — построена в 1902г., куплена в 1913г.
В согласии с железнодорожным актом 1921 г. «Кембрийские железные дороги» были поглощены 1 января 1922г. «Большой западной железной дорогой» и просуществовали в её составе до национализации 1948г., когда их подвижной состав и дорожное полотно передали в состав западного региона Британских железных дорог . В 1958г. дорогу подчинили Лондонскому центральному региону. В начале 1960-х гг. на линии начали закрывать станции, а « топор Бичинга » обрубил боковые ветки, оставив только две главных: от Шрусбери до Дови и от Аберстуита до Пуллхели. В 1994г. началась приватизация Британских железных дорог, в ходе которой путевое хозяйство оставшихся рабочих веток перешло компании « Network Rail », а их подвижной состав оказался в руках компаний-операторов: первоначально — « Central Trains », с 2001г. — «Wales and Borders Trains», а с 2003г. — « Arriva Trains Wales ».
Маршрут
Шрусбери —
перроны
на мосту через Северн. Путь направо ведёт в Уэлшпул.
Кайрсус. Вид на восток, в сторону Уэлшпула.
Дови. Дизель поезд
BRC 158
из Аберистуита.
-
Шрусбери — крупная узловая станция , построенная в 1848г. Здесь с «Кембрийской линией» соединяются: « Уэльские пограничные линии », « Линия из Вулвергемптона в Шрусбери » и « Линия из Шрусбери в Честер ».
Пограничная линия между Англией и Уэльсом.
Ответвление на Освестри , ныне разобранное.
Уэлшпул — станция открыта для движения 27 января 1862г. В городе начинается историческая « Велшпульская и Лланвайрская узкоколейная железная дорога ».
Мост через Северн .
Ньютаун — станция, которую совместно использовали три линии, приложившие руку к созданию «Кембрийских железных дорог».
Моут-Лейн — ныне закрытая станция, где прежде к «Лланидлойской и Ньютаунской железной дороге» примыкала «Ньютаунская и Махинллетская железная дорога».
Мосты через Северн.
Кайрсус — станция, где к главной линии примыкала ныне закрытая «Вэнская железная дорога».
Талертигская выемка.
Сесмеская дорога ( Cemmes Road ) — закрытая в 1965г. станция. Место примыкания «Маутуйской железной дороги».
Махинллет — открыта в 1963г. здесь начинается узкоколейная историческая « Корисская железная дорога ».
Дови — место соединения главной и прибрежной веток. Станция располагается вне каких-либо населённых пунктов, на левом берегу реки Дови . В 1970г. станционные здания викторианской эпохи снесли, заменив современными павильонами .
На станции «Дови» главная ветка соединяется с прибрежной, которая ведёт на юг — к Аберистуиту — и на север — к Пуллхели. Южный отрезок короток — на нём располагаются две станции:
-
Борт — остановочный пункт без персонала. Станционные здания, за илючением зала ожидания , принадлежат различным коммерческим структурам. С 2011 г. предпринимаются попытки превратить часть зала ожидания в музей.
Аберистуит — конечная станция, которую «Кембрийская линия» использует совместно с узкоколейной исторической «Железной дорогой Рейдольской долины». Построена в 1864г., перестроена в 1925г. «Железная дорога Рейдольской долины» подведена к станции в 1968г., когда прекратилось движение до Кармартена и освободилась островная платформа .
Отрезок дороги, ведущий от «Дови» на север, значительно длиннее южного:
река Дови
Абердови — открыта в августе 1867 г.
Тиуин — в 300 м от станции, возле железнодорожного полотна, находится «Тиуинская перевалочная станция» узкоколейной Талиллинской железной дороги , где прежде сланцы из окрестных каменоломен перегружали из вагонеток в вагоны европейской колеи.
Тонванай ( Tonfanau ) — платформа, расположенная возле прежней военной базы.
Ллуингурил ( Llwyngwril ) — платформа рядом с одноимённой деревней. Станционные постройки — приватизированы.
Вайрбойрне ( Fairbourne ) — недалеко от станции расположена миниатюрная « Вайрбойрнская железная дорога ».
Морва-Маутах ( Morfa Mawddach ) — открыта в июле 1865г. как «Бармутская узловая» ( Barmouth Junction ). Здесь к прибрежной линии до 1903г. примыкали две трамвайные железные дороги. По времени — одна после другой.
Бармутский мост через реку Маутах .
Бармут — до 1965г. здесь с прибрежной веткой соединялась линия, шедшая из Руабона .
Лланабер ( Llanaber ) — платформа без персонала, расположенная на морском берегу.
Талибонт ( Talybont ) — платформа без персонала. Рядом с деревней Тал-И-Бонт.
Дифрин-Ардидуи ( Dyffryn Ardudwy ) — платформа рядом с одноимённой деревней. По требованию, без персонала.
Лланбедр ( Llanbedr ) — платформа рядом с одноимённой деревней. Без персонала.
Пенсарн ( Pensarn ) — платформа рядом с одноимённой деревней. Без персонала.
Лландануг ( Llandanwg ) — платформа рядом с одноимённой деревней. Без персонала. Открыта в 1929г.
Харлек — станция находится у подножия холма, на вершине которого возвышается замок Харлек .
Тигуин ( Tygwyn ) — платформа на пересечении с шоссе A496.
Талсарнай ( Talsarnau ) — платформа рядом с одноимённой деревней. По требованию, без персонала.
Лландекуин ( Llandecwyn ) — платформа рядом с одноимённой деревней. По требованию, без персонала.
Деревянный мост Бриуэт ( Pont Briwet ) через реку Дуирид .
Пенриндейдрайт — станция расположена на юге города. На северной его оконечности находится станция «Пенрин» исторической « Фестиниогской железной дороги ».
Минфорт — здесь «Кембрийская линия» пересекается под прямым углом с « Фестиниогской железной дорогой »: первая проходит понизу под мостом, вторая — поверху. На месте пересечения у обеих железных дорог устроены станции: чтобы попасть с одной на другую, достаточно воспользоваться лестницей. Рядом с пассажирскими станциями располагается перевалочная грузовая станция, где прежде обе дороги обменивались грузами. В 1973г. рельсы европейской колеи с перевалочной станции были убраны и она перешла в полное ведение «Фестиниогской железной дороги».
Портмадог — здесь «Кембрийская линия» проходит через северную часть города и пересекается с « Валлийской нагорной железной дорогой ». Недалеко от городской станции находится вокзал « Валлийской нагорной музейной железной дороги », которая использовала для его постройки перешитый на узкую колею запасной путь «Кембрийской линии».
Крикиет — платформа без персонала.
Авон Уэн — ныне закрытая узловая станция на берегу Кардиганского залива , недалеко от устья реки Уэн . Здесь к «Кемрийской линии» примыкала «Карнарвонширская железная дорога» ( Carnarvonshire Railway ), теперь полностью разобранная за исключением самого северного свого отрезка, который является составной частью «Валлийской нагорной железной дороги».
Пенихайн ( Penychain ) — платформа без персонала. По требованию.
Аберерх ( Abererch ) — платформа без персонала. По требованию.
Пуллхели — конечная станция. Построена в 1869г., в 1909г. перенесена западнее.
Современное состояние
BRC 158 на станции «Махинллет». Светлые прямоугольники на шпалах перед поездом — часть
ETCS
.
Движение по линии осуществляется дизель-поездами , бóльшая часть которых принадлежит к классу BRC 150 . Вслед за ними по численности идут поезда BRC 175 и BRC 158 , а замыкающими являются BRC 142 , BRC 143 и автомотрисы BRC 153 . Ежедневно по дороге проходит 8 пар поездов, к 6-и из которых между Шрусбери и Махинллетом прицепляют по 2 дополнительных вагона. Кроме того 3 пары поездов курсируют между Махинллетом и Аберистуитом, а в 2008 г. составы пустили от Аберистуита до международного аэропорта Бирмингема .
Регулируется движение на линии по « Европейской системе управления железными дорогами » ( ERTMS ) 2-го уровня, представленной двумя подсистемами: « Европейской системой контроля поездов » ( ETCS ) и « Железнодорожной GSM », — которые впервые здесь испытывались на дизель-поездах BRC 158 между Пуллхели и Харлеком.