Прицепной вагон
— безмоторный (без тягового двигателя) вагон , эксплуатируемый в составе моторвагонного подвижного состава (МВПС) или трамвая . В отличие от обычных вагонов, прицепные вагоны могут эксплуатироваться только совместно с моторными , для чего имеют соответствующую аппаратуру, а по торцам кузова установлены электрические разъёмы для соединения цепей управления. Однако в разговорной речи прицепными вагонами могут называть и обычные (чаще имеются в виду пассажирские), которые прицепляются к дальним поездам в пути следования, далее в статье описываются только прицепные вагоны, эксплуатируемые в составе МВПС.
Прицепные вагоны могут быть головными (электросекции С , электропоезд ЭР200 ), для чего оборудуются кабиной управления , либо промежуточными (электропоезда ЭР10 , ЭР22 , а также линий TGV ), а также их сочетанием (электропоезда ЭР1 , ЭТ2 , ЭД9 ).
Из-за отсутствия тягового привода, прицепные вагоны имеют значительно меньший вес, нежели моторные (на ЭР2 моторный вагон весит 54 т, прицепной — 38-41 т), поэтому на них часто переносят часть электрооборудования, с целью разгрузить моторные вагоны, хотя это и лишает последние автономности, то есть возможности эксплуатации без прицепных вагонов. Так на ЭР1 и ЭР2 на прицепных вагонах находятся динамотор , мотор-компрессор и аккумуляторная батарея , а вот на ЭР10 и ЭР22 (кроме ЭР22 м ) практически всё основное электрооборудование перенесено на моторные вагоны. Помимо этого, отсутствие на прицепных вагонах тягового привода и соответствующей аппаратуры делает их более дешёвыми, нежели моторные, но наличие в моторвагонном подвижном составе высокого удельного количества прицепных вагонов ограничивает удельную мощность поезда и как следствие — пусковое ускорение. Поэтому на пригородных электропоездах число прицепных вагонов на 1 моторный вагон сократилось с 2 до 1.
В поездах метрополитена также поначалу эксплуатировались и прицепные вагоны, как например на вагонах типа А и Б . Но необходимость повышения удельных мощностей привела к необходимости отказа от прицепных вагонов, в СССР это было сделано с типа Г . В последнее время появилась тенденция к возобновлению применения на метрополитене прицепных вагонов (вагоны моделей 555.3 «Казань» и 558 «Нева» ), так как это позволяет снизить стоимость поездов, при этом высокая удельная мощность составов в целом сохраняется за счёт более мощных тяговых электродвигателей .