Вагон типа «А»
— вагон метрополитена , выпускавшийся Мытищинским вагоностроительным заводом в период с 1934 по 1939 год . Первые поезда открытия московского метрополитена 15 мая 1935 года состояли из вагонов этой серии. Для перевозки пассажиров использовался до 1975 года , два вагона данной серии (№21 и №1031) использовались в Московском метрополитене как дефектоскопы до 2001года , а в настоящий момент они находятся в депо «Красная Пресня». Ещё 1 вагон типа «А» №1 (на фото к статье) с оригинальным салоном в отличном состоянии находится на территории депо «Измайлово». Были спроектированы специально к открытию московского метрополитена в 1935году .
Подробности
Проектирование электровагонов для Московского метрополитена было поручено Центральному вагоностроительному бюро Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов. Руководил проектированием инженер П.И.Травин, известный не только как специалист по подвижному составу , но и как человек, доставивший в августе 1918г. письмо В.И.Ленина американским рабочим. Электрическое оборудование для электровагонов проектировалось на заводе «Динамо» который и изготовлял это оборудование. Кузова и тележки строил Мытищинский вагоностроительный завод ; на нём же производились работы по монтажу оборудования на электровагонах.
Первая двухвагонная секция, состоявшая из моторного (№1) и прицепного (№1001) электровагонов, была изготовлена в конце 1934 года. Электровагоны получили наименование типа А, которое можно было встретить только в технической документации и литературе, поскольку буквы на стенках кузовов не ставились, имелись только номера вагонов.
Для снижения объёма земляных и строительных работ при сооружении тоннелей габаритные размеры электровагонов метрополитена были уменьшены по сравнению с габаритом 1В железнодорожных вагонов и имели максимальную ширину 2700мм (ширина пассажирских вагонов магистральных железных дорог 3050-3100 мм). Длина электровагонов серии А по осям автосцепок составляла 18910мм. Из моторного и прицепного электровагонов, имевших кабины машиниста, формировалась двухвагонная, пригодная для эксплуатации секция; кабины у секции располагались по её концам (как у трехвагонных секций серий Св и Сд).
Кузов вагона имел цельносварную конструкцию; несущими частями его являлась рама, каркас и обшивка. Рама кузова состояла из двух продольных хребтовых балок и боковин, соединённых между собой приваренными к ним шкворневыми балками, лобовыми частями и другими поперечными связями. К боковинам рамы приваривались вертикальные стойки, к которым крепилась наружная листовая обшивка. Крыша кузова фонарного типа имела отверстия под вентиляционные форточки. Все элементы рамы кузова состояли из профилей и листов конструкционной углеродистой стали.
На шкворневых поперечных балках рамы были укреплены пятники и по два боковых скользуна, при помощи которых нагрузка от кузова передавалась на подрессорный брус люлечного рессорного подвешивания тележки.
Рама тележки сварной конструкции состояла из двух боковых, двух крайних и двух средних поперечных балок замкнутого сечения, выполненных из прокатных листов и профилей конструкционной углеродистой стали. Тележки имели двойное рессорное подвешивание, в котором по сравнению с электровагонами магистральных железных дорог в надбуксовой ступени отсутствовали пружины, а рессоры системы Н.Е.Галахова центрального (люлечного) подвешивания были заменены на рессоры, спроектированные инженером В.И.Бабиным и обладавшие более высокими демпфирующими свойствами, что являлось необходимым в стесненных габаритах тоннеля. Передача тяговых и тормозных усилий колёсных пар на раму тележки и с неё на кузов, как и на моторвагонных секциях пригородного типа, осуществлялась с помощью соответственно челюстей и шкворня. В отличие от моторных вагонов, у прицепных оси имели меньшие диаметры подступичной и средней частей.
Токоприемники ТР-1А с нижним токосъёмом устанавливались на моторных и прицепных вагонах по одному с каждой стороны. Все четыре токоприемника были электрически соединены между собой; в зависимости от расположения контактного рельса работали токоприемники одной или с другой стороны вагона.
Моторные вагоны серии А имели по четыре тяговых электродвигателя ДМП-151 с волновой обмоткой якоря, развивавших часовую мощность 153 кВт при рабочем напряжении в контактной сети (750 В). При полном возбуждении и часовом токе 225 А частота вращения якоря электродвигателя равнялась 784 об/мин, что при передаточном числе зубчатой передачи тягового редуктора 71:18=3,94 и диаметре колёс соответствовало скорости движения 33 км/ч. При ослабленном на 35% возбуждении 65% полного возбуждения) скорость часового режима повышалась до 40 км/ч.
За основу электрической схемы пуска тяговых электродвигателей вагонов типа А была принята оправдавшая себя в работе на магистральных линиях железных дорог электрическая схема моторных вагонов серии Св, частично переработанная заводом «Динамо» в 1932—1934гг. Смонтированное по этой схеме оборудование было опробовано на обыкновенном товарном вагоне.
От схемы моторных вагонов серии Св схема моторных вагонов метрополитена отличалась следующим:
- тяговые двигатели внутри каждой группы были постоянно соединены параллельно;
- отсутствовали специальный маневровый резистор и два линейных контактора, подсоединявших его к схеме электродвигателей;
- было увеличено количество пусковых ступеней реостата за счет установки двух дополнительных реостатных контакторов, а также путем неодновременного вывода секций пусковых резисторов;
- вместо двух был один мостовой контактор для переключения цепей тяговых двигателей на параллельное их соединение.
Тип А/А
м
| |
|
Данные по выпуску
|
---|
Главный конструктор |
Травин П. И.
|
---|
Годы постройки |
1934 — 1937
|
---|
Страна постройки |
СССР
|
---|
Завод |
Мытищинский вагоностроительный
|
---|
Вагонов построено |
111
|
---|
Нумерация |
1—30, 32—56, 1001—1056
|
---|
Технические данные
|
---|
Тип вагона |
Мг/ Пг
|
---|
Ширина колеи
|
1524 мм
|
---|
Род тока и напряжение |
750 В постоянного тока
|
---|
Диаметр колёс
|
900 мм
|
---|
Конструкционная скорость
|
65 км/ч
|
---|
Число вагонов в составе |
6
|
---|
Число сидящих мест |
52
|
---|
Пассажировместимость
|
262
|
---|
Длина вагона |
18 916 мм
|
---|
Ширина |
2700 мм
|
---|
Высота |
3700 мм
|
---|
Вес тары |
51,7/ 36 т
|
---|
Материал вагона |
сталь
|
---|
Выходная мощность |
4x153 кВт/ —
|
---|
Тип ТЭД
|
ДИП-151
|
---|
Ускорение при пуске |
0,65—0,7 м/с²
|
---|
Ускорение при торможении |
0,65—0,7 м/с²
|
---|
Электрическое торможение
|
Реостатное (А
м
)
|
---|
Тормозная система
|
тормоз Вестингауза
|
---|
Эксплуатация
|
---|
В эксплуатации |
15 октября 1934 — 4февраля 1975
|
---|
Страна эксплуатации |
СССР
|
---|
Метрополитен |
Московский
|
---|
|
|