ОПЭ1
( о днофазный , п ромышленный э лектровоз, с 1 (одним) моторным думпкаром )— первый тяговый агрегат советского производства. Предназначен для работы на железных дорогах открытых горных разработок, электрифицированных однофазным переменным током частотой 50 Гц при напряжении в контактной сети 10 кВ. Также предусмотрена возможность работы и на неэлектрифицированных участках. Оборудование агрегата рассчитано на надёжную работу при повышении напряжения в контактной сети до 11,6 кВ и понижении до 7,5 кВ.
История
В 1957 году на Коркинском угольном карьере был собран первый в Советском Союзе тяговый агрегат, который состоял из электровоза IV-КП 1, сцепленного с моторным думпкаром (переделка думпкара ВС-50). Повышение сцепного веса в два раза позволило соответственно увеличить и вес вывозимых составов. Поэтому одновременно с заказом тяговых агрегатов в ГДР (серия ЕЛ10 ), советскими специалистами были начаты разработки собственных проектов. Разработку проектов вели совместно ВЭлНИИ , ДЭВЗ и ДВЗ , а к 1964 году проект был закончен. Первоначально тяговый агрегат должен был состоять из теплоэлектровоза и 2моторных думпкаров. Однако опыт эксплуатации агрегатов ЕЛ10 показал, что мощности дизеля в 750 л.с. недостаточно для работы на неэлектрофицированных путях и требует дальнейшего повышения. Ввиду габаритных и весовых ограничений, было решено вынести дизель в отдельную секцию, сократив при этом число думпкаров до 1. По окончательному проекту тяговый агрегат состоял из двухсекционного локомотива (одна секция электровозная , другая — автономного питания ) и одного моторного думпкара. Общая проектная масса составляла 360тонн.
В 1969 году НЭВЗ выпустил первый тяговый агрегат, который получил обозначение ОПЭ1-001. В том же году НЭВЗ выпустил также тяговый агрегат ОПЭ1-002, который состоял из 2секций (бездумпкара). В 1970 году завод внёс некоторые изменения в конструкцию и поначалу начал выпуск агрегатов ОПЭ1 в двухсекционном исполнении (по типу 002, за исключением 006, который имел 3 секции). Думпкары к ним поставлял Днепродзержинский вагоностроительный завод . С 1975 года выпуск моторных думпкаров был налажен на самом НЭВЗ и ОПЭ1 выпускался уже в3-секционном исполнении. Производство ОПЭ1 было завершено лишь в 2001 году .
Конструкция
Тяговый агрегат ОПЭ1 состоит из электровозной секции (Э), секции автономного питания (Т) и моторной секции (М). Агрегат может работать на участках железнодорожных путей с уклонами до 60 ‰ . Условия эксплуатации: высота над уровнем моря не более 1200м, температура окружающей среды от −50°C до +40°C, влажность воздуха 90% при 20°C.
На электровозе применяются следующие тормоза: пневматический (автоматический поездной, вспомогательный прямодействующий), электрический (реостатный) и ручной. Соединение электровоза управления (Э) и секции автономного питания (Т) со стороны кабин недопускается. Моторная секция (М) располагается только сзади секции автономного питания (Т). Допускаются следующие режимы работы тягового агрегата при различном сочетании тяговых единиц:
-
электровоз управления в сцепе с секцией автономного питания и моторной секцией (основное сочетание тяговых единиц) обеспечивает работу с составом в контактном и автономном режимах (тяга и торможение в обоих режимах создаются всеми 12 тяговыми двигателями );
- электровоз управления в сцепе с секцией автономного питания обеспечивает работу с составом в контактном и автономном режимах (тяга в обоих режимах и реостатное торможение создаются 8тяговыми двигателями);
-
секция автономного питания как самостоятельная тяговая единица может работать с составом только в автономном режиме ( реостатное торможение не предусмотрено).
Кроме основного сочетания составных частей, тяговый агрегат может поставляться без дизельной секции в составе электровоза управления и двух моторных секций для работы только на электрифицированных железнодорожных путях открытых горных разработок с руководящими уклонами до 60‰.
ОПЭ1
| |
|
Основные данные
|
---|
Страна постройки |
СССР
|
---|
Завод |
НЭВЗ
|
---|
Всего построено |
424
|
---|
Страны эксплуатации |
СССР
,
Россия
|
---|
Ширина колеи
|
1520 мм
|
---|
Род службы |
Тяговый агрегат
|
---|
Осевая формула
|
3(2
О
−2
О
)
|
---|
Технические данные
|
---|
Род тока и напряжение в контактной сети
|
переменный 50Гц 10кВ
|
---|
Конструкционная скорость |
65 км/ч
|
---|
Нагрузка от движущих осей
на рельсы
|
30 тс
|
---|
Скорость часового режима |
28,5 км/ч
|
---|
|
|