Грузовая автодрезина ДГК у в Барановичском музее железнодорожной техники
Автодрезина
— самоходное несъёмное средство рельсового транспорта (крупная разновидность дрезины ), приводящееся в движение при помощи двигателя внутреннего сгорания (обычно автомобильного типа ). Близкий аналог автомотрисы . Применяется обычно во время ремонта и обслуживания пути , контактной сети или других железнодорожных устройств для перевозки персонала, инструментов, материалов и механизмов, монтажа оборудования, а также для инспекторских поездок .
Классификация
Автодрезины в зависимости от их назначения подразделяются на грузовые и пассажирские (служебные); среди грузовых отдельно выделяются аварийно-восстановительные автодрезины .
Ранее к автодрезинам относили также лёгкие съёмные (до 300 кг) машины, оснащённые мотоциклетными двигателями (называвшиеся также мотодрезинами); как следствие, существовало подразделение автодрезин в зависимости от массы на съёмные и несъёмные . К настоящему моменту такая классификация является устаревшей: съёмные машины классифицируются как мотодрезины , тогда как под термином «автодрезины» подразумеваются исключительно несъёмные машины .
Конструкция
Автодрезины могут оснащаться подъёмными кранами грузоподъёмностью 1—5 т, монтажными вышками, измерительными приборами и т. п. Мощность двигателя автодрезины обычно составляет 100—250 л. с., максимальная скорость — 80—100 км/ч .
Грузовые автодрезины представляют собой машины на базе платформы (обычно двухосной) и оснащаются карбюраторным двигателем с механической передачей либо дизельным двигателем с гидродинамической передачей . Машины с дизельным двигателем могут использоваться в качестве тягового средства для платформ с грузом, достигающим 60 т при движении по перегону и 300 т — при проведении маневровых работ; силовой привод таких автодрезин, благодаря бесступенчатому автоматическому регулированию, обеспечивает максимальное тяговое усилие при трогании с места, его плавное изменение при движении и возможность работы с кратковременными перегрузками (к примеру, во время движения на подъёме) .
Пассажирские автодрезины представляют собой небольшие самоходные крытые вагоны (обычно двухосные) специальной конструкции, оснащённые сиденьями. Количество посадочных мест — 20—30 (обычно 24)
Пассажирская автодрезина АС-1А в Барановичском музее железнодорожной техники
.
Некоторые автодрезины строятся на базе серийных легковых или грузовых автомобилей. Такие машины могут быть как заводской сборки, так и кустарного производства.